Кассационное определение СК по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 декабря 2019 г. по делу N 8а-1318/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Загайновой А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чуракова Андрея Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 01 октября 2019 г. по административному делу N 2а-1917/19 по его административному иску об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, выслушав объяснения Чуракова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Челябинской области Наумовой Т.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:

Чураков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, оформленных уведомлениями от 14 марта 2019 года N N и N N, аналогичного содержания, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации его права собственности на объект недвижимости - жилой дом, находящийся по адресу: Челябинская область, "данные изъяты", и возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию данного объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (с учетом уточнения заявленных требований).

В обоснование административного иска указывал, что спорный объект согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) расположен на указанном участке, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства", поэтому, исходя из сведений ЕГРН и документов территориального планирований препятствий для возведения жилого дома на данном участке не имелось.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 17 июня 2019 г. административный иск удовлетворён.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 01 октября 2019 г, решение районного суда отменено и по административному делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной административным истцом в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления не имеется.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушений не допущено.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в ЕГРН на основании решения Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 10 сентября 2015 г. N 16 "Об утверждении генерального плана п. Бидинский", которое было отменено решением Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 23 августа 2017 г. N 23, в свою очередь отменённого решением Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 24 января 2019 г. N 4.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции и доводами административного истца о том, что представленные на регистрацию документы позволяли осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности Чуракова А.В, пришел к заключению о законности оспариваемых решений Управления Росреестра по Челябинской области, исходя из того, что правовых оснований для изменения категории земель, в пределах которых расположен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", исключения его из состава земель сельскохозяйственного назначения и включения в земли населенных пунктов, не имелось.

Судебная коллегия не находит оснований не согласится с такими выводами суда апелляционной инстанции.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В силу статьи 27 указанного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 того же Федерального закона.

Управление Росреестра по Челябинской области приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а впоследствии - решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.

Данные решения мотивированы тем, что строительство жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения не допускается.

Судами установлено и из материалов дела следует, что сведения о границе населенного пункта - п. Бидинский внесены в ЕГРН 12.05.2015 на основании решения Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 10 сентября 2015 г. N 16 "Об утверждении генерального плана п. Бидинский".

Затем, решением Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 10 февраля 2016 г. N 5 "О внесении изменений в Решение Совета депутатов N 16 от 10.09.2015" в решение от 10 сентября 2015 г. внесены следующие изменения:

название решения изложено следующим образом: "О внесении изменений в генеральный план п. Бидинский";

пункт 1 решения изложен в следующей редакции: "Утвердить внесение изменений в генеральный план п. Бидинский Аргаяшского района Челябинской области";

решение дополнено приложением N 1 "Схема границ п. Бидинский Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области";

решение дополнено приложением N 2 "Перечень земельных участков, подлежащих переводу в категорию земель населенных пунктов".

В связи с принятием указанного решения, 06.06.2016 в ЕГРН внесены изменения в сведения о категории земель с "сельскохозяйственного назначения" на земли "населенных пунктов" и 5.04.2017 внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с "личного подсобного хозяйства" на "для дачного строительства".

Решение Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 10 сентября 2015 г. N 16 "Об утверждении генерального плана п. Бидинский" было отменено решением Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 23 августа 2017 г. N 23, в свою очередь отменённым решением Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 24 января 2019 г. N 4.

Согласно генеральному плану Кузнецкого сельского поселения, утвержденному постановлением администрации Аргаяшского муниципального района от 27 декабря 2012 г. N 2307 и Правилам землепользования и застройки Кузнецкого сельского поселения (в редакции решения Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 19 января 2017 г. N 3, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных для застройки.

Указанный участок был образован из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами "данные изъяты", выделенными из земельного пая АО "Кузнецкое".

Таким образом, как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, который ранее до внесения изменений в генеральный план п. Бидинский решением Совета депутатов Кузнецкого сельского поселения от 10 февраля 2016 г. N 5, относился к землям сельскохозяйственного назначения. Земельный участок был выделен за счет долей, принадлежавших участникам общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в границах АО "Кузнецкое".

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений.

В силу статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 указанного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В нарушение требования статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации положительного согласования проекта генерального плана п. Бидинский Аргаяшского района Челябинской области, предусматривающего включение в его границы земель сельскохозяйственного назначения, с высшим исполнительным органом государственной власти Челябинской области не получено.

Напротив в материалах дела имеются письма и предписание Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области о том, что указанный генеральный план противоречит документа территориального планирования и градостроительного зонирования высшего уровня, принят без соблюдения установленной процедуры, что подтверждает несоблюдение органом местного самоуправления процедур согласования и порядка принятия генерального плана.

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Поскольку генеральный план утвержден в нарушение федерального законодательства, то он правомерно не был применен судом апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда, установив отсутствие указанных административным истцом нарушений и соответствие оспариваемых решений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пришла к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Выводы суда апелляционной инстанции аргументированы, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств и на положениях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.

Исходя из изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 01 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу Чуракова Андрея Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.