Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 декабря 2019 г. по делу N 8Г-1313/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Галимовой Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1292/2019 по иску Простокишиной Валентины Матвеевны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска об оспаривании бездействия, признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности по выдаче жилищной субсидии, по кассационной жалобе Простокишиной Валентины Матвеевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Простокишина В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска о признании бездействия незаконным, признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности по выдаче жилищной субсидии.

В обоснование иска указала, что 04 октября 2013 года признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям". 29 мая 2017 года она уведомлена о необходимости предоставления пакета документов в целях направления в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Документы были предоставлены ею в установленный срок 28 июня 2017 года. 21 сентября 2017 года Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сообщил, что учетное дело Простокишиной В.М. возвращено в связи с поступлением после завершения выдачи уведомлений в пределах лимитов бюджетных ассигнований. Она с 1958 года проживала и работала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 20 октября 1985 года вышла на пенсию, соответственно имеет право на получение субсидии. Бездействие ответчиков привело к тому, что заявление о предоставлении субсидии рассмотрено не было. Со стороны Департамента муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска имело место нарушение сроков передачи документов, а со стороны Департамента строительства ХМАО - Югры нарушение в части не рассмотрения заявления со ссылкой на отсутствие бюджетных ассигнований.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года, исковые требования Простокишиной В.М. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска, выразившееся в непредставлении учетного дела Простокишиной В.М. в установленный срок в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В остальной части исковые требования Простокишиной В.М. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Простокишина В.М. ставит вопрос об отмене решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года, как незаконных.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.

Судами установлено, что Простакишина В.М. "данные изъяты" года рождения с 20 октября 1958 года проживала и работала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, является получателем пенсии с 20 октября 1985 года.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению субсидии на строительство или приобретение жилых помещений гражданами, выезжающими их Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, утвержденным приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года N 20-нп реализуется подпрограмма "Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, признанным до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016- 2020 годах, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п.

Из анализа содержания вышеназванных нормативных актов следует, что федеральный законодатель установилправо граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии. Сам факт постановки уполномоченным органом гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.

Приказом Департамента муниципального собственности администрации г. Ханты-Мансийска от 04 декабря 2013 года Простакишина В.М. признана участником названной подпрограммы. Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 марта 2017 года она включена в список получателей жилищной субсидии на 2017 года.

30 марта 2017 года Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уведомил органы местного самоуправления о необходимости в течение 5 дней организовать работу по направлению уведомлений гражданам, включенным в список получателей жилищных субсидий на 2017 год, с указанием перечня документов, необходимых для принятия Департаментом решений о предоставлении жилищных субсидий и предоставлению в Департамент сформированных пакетов документов граждан в срок до 22 мая 2017 года.

16 июня 2017 года Департамент муниципальной собственности уведомил Простокишину В.М. о необходимости предоставления документов в течение месяца со дня получения уведомления. 28 июня 2017 года истцом представлены необходимые документы.

01 сентября 2017 года пакет документов Простокишиной В.М. направлен Департаментом муниципальной собственности и поступил в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В связи с завершением работы комиссии по принятию решений о предоставлении мер государственной поддержки отдельным категориям граждан в августе 2017 года учетное дело Простокишиной В.М. возвращено без рассмотрения.

Приказом Департамента муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска от 30 января 2019 года N 33 утверждены списки граждан из числа пенсионеров, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По состоянию на 01 января 2019 года истец включена в указанный список под N 1.

Разрешая спор, судебные инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департаментом муниципальной собственности администрации г. Ханты- Мансийска допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении учетного дела Простокишиной В.М. в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в установленный срок для рассмотрения и принятия решения, тогда как Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры незаконного бездействия не допущено.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов, считает их правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.

Доводы кассационной жалобы о нарушении Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прав истца на получение субсидии судебной коллегией отклоняются, поскольку таких нарушений судебная коллегия по доводам жалобы не усматривает. Ссылка истца на наличие у нее права на получение субсидии, при том, что наличие этого права в текущем финансовом году ответчиками не оспаривается, не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных решений. По состоянию на 01 января 2019 года истец включена в списки граждан из числа пенсионеров, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры под N1.

Реализация права граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья, должна соответствовать финансовым возможностям государства. В список получателей жилищных субсидий на 2017 год Простакишина В.М. включена под номером 314. В то время как из исследованного судами отзыва Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры следует вывод о выдаче в 2017 году лишь 156 уведомлений о предоставлении жилищных субсидий исходя из объема финансирования подпрограммы, предоставленного федеральным бюджетом Российской Федерации. В связи с чем, требование о предоставлении истцу жилищной субсидии судами обоснованно отклонено.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения иного судебного акта. Вопреки доводам кассационной жалобы, все требования истца судами были рассмотрены, мотивы принятого решения по заявленным требованиям изложены в оспариваемых судебных актах, оснований не соглашаться с которыми у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, вопреки ошибочному мнению истца, судами первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Простокишиной Валентины Матвеевны без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.