Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05 декабря 2019 г. по делу N 8Г-137/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Малоедовой Н.В, судей Гречкань Н.И, Гончаренко Ю.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-783/2019 по иску прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности, по кассационной жалобе Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Гречкань Н.И, выслушав представителя Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области - Ямщикова П.Ю, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области - Катаева А.А, Силантьеву А.В, действующих на основании доверенности, возражавших относительно удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора седьмого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокурор г. Краснотурьинска Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности, мотивировав свои требования тем, что апреле 2015 года при проведении весеннего осмотра состояния общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Краснотурьинск, "данные изъяты", было установлено аварийное состояние чердачных стеновых панелей и плит покрытия, а также были обнаружены сколы бетона на наружных блоках под опорными частями плит. Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года N 905 "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской от 22 апреля 2014 года N 306 - ПП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" для указанного многоквартирного дома определены виды и сроки проведения работ по капитальному ремонту общего имущества: разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта - 2018-2020 годы, ремонт крыши - 2018-2020 годы. Работы по капитальному ремонту несущих стен, парапета, кровли, плит перекрытия многоквартирного дома до настоящего времени не начаты. Истец просил обязать ответчика в срок до 01 декабря 2019 года выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома; в срок до 01 августа 2020 года выполнить работы по капитальному ремонту крыши вышеуказанного многоквартирного дома в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Свердловского областного суда от 25 июня 2019 года, исковые требования прокурора г. Краснотурьинска Свердловской области удовлетворены в полном объеме. На Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области возложена обязанность в срок до 01 декабря 2019 года выполнить работы по разработке проектно - сметной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, "данные изъяты" и в срок до 01 августа 2020 года выполнить работы по капитальному ремонту крыши указанного многоквартирного дома.

В кассационной жалобе Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу Администрация городского округа Краснотурьинск Свердловской области, прокуратура Свердловской области полагают, что судебные постановления приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, доводы кассационной жалобы удовлетворению не подлежат.

Представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в него не явился, о причинах неявки не сообщал, ходатайств об его отложении не заявлял. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.

Судом установлено, что 30 апреля 2015 года при проведении весеннего осмотра состояния многоквартирного дома "данные изъяты" в г. Краснотурьинске Свердловской области выявлено аварийное состояние кровли и чердачных помещений.

Данный многоквартирный дом был включен в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018-2020 годы на территории городского округа Краснотурьинск Свердловской области, утвержденной Постановлением Администрации г. Краснотурьинск от 18 июня 2018 N 667, в которой общая стоимость капитального ремонта установлена в сумме 4 954 082, 22 рублей со сроком выполнения работ в 2018 году.

В связи с невыполнением условий данной программы, срок был перенесен на 2019 год на основании постановления Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области от 17 декабря 2018 года N 1406. с увеличением суммы капитального ремонта по указанному дому до 9 957 034 руб. 48 коп.

Выполнение функций регионального оператора на территории Свердловской области возложено на Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.

Поскольку из материалов дела следует и установлено судом, что спорный многоквартирный жилой дом включен в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2018-2020 годы на территории городского округа Краснотурьинск Свердловской области, обязанность обеспечения выполнения заявленных работ по капитальному ремонту, возложена на ответчика, на момент рассмотрения дела проектное решение на проведение капитального ремонта общего имущества не было представлено, при этом выявленные дефекты и повреждения являются существенными, создают угрозу жизни и здоровья людей, проживающих в указанном доме, суд первой инстанции, правомерно счел заявленные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами, указав, что обязанность по выполнению работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши вышеуказанного многоквартирного дома, а также обязанность выполнить работы по капитальному ремонту крыши данного многоквартирного дома в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, обоснованно возложена на ответчика в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции соглашается с такими выводами, изложенными в судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанции, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На территории Свердловской области деятельность регионального оператора, регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".

Согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и выполненных работ.

В соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт крыши.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 17 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".

Доводы кассационной жалобы о том, что Фонд является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, судебная коллегия признает несостоятельными.

На основании вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик в силу возложенных на него обязанностей по выполнению работ, как по разработке проектно-сметной документации, так и работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, обязан осуществить их путем привлечения подрядных организаций и заключения с ними от своего имени соответствующих договоров, контроля качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями, соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации, осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ.

Не могут служить основанием для отмены судебных постановлений и доводы кассационной жалобы ответчика о необходимости проведения реконструкции дома, а также невозможности выполнения этих работ ответчиком, поскольку не имеют правового значения при разрешении настоящего спора. Предметом заявленных исковых требований является ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и допущенное бездействие со стороны Фонда, выразившееся в непринятии должных и своевременных мер по разработке проектно-сметной документации и проведению в соответствии с ней капитального ремонта. Какой-либо обязанности по выполнению работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией по проведению капитального ремонта, судами на ответчика не возложено.

Несостоятельными судебная коллегия находит и доводы кассационной жалобы о немотивированном сокращении срока для надлежащего исполнения обязанностей, установленного Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы. С учетом положений статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающей регионального оператора обеспечить проведение капитального ремонта в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта (в случае с д. 71 по ул. Попова в г. Краснотурьинске в 2018-2020 годах), судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, что ответчиком не обеспечено выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта на момент обращения в суд. В связи с наличием существенной угрозы жизни и здоровью людей судами определены сроки по разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши, а также выполнения работ по капитальному ремонту крыши, которые позволят контролировать и реально осуществить капитальный ремонт в период до окончания 2020 года. При этом установленные сроки не выходят за пределы сроков, предусмотренных региональной программой капитального ремонта.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, по существу они были предметом исследования судов, необоснованность таковых отражена в обжалуемых судебных постановлениях с изложением соответствующих мотивов. Таким образом, доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции, не содержат указания на факты, которые не были проверены или учтены судами при рассмотрении данного дела и влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанции.

Само по себе несогласие ответчика с данной судами оценкой обстоятельств дела не свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений судом кассационной инстанции. Нарушений норм материального права судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.