Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2019 г. по делу N 8Г-1403/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Тульской И.А.

судей Кукарцевой Е.В, Шелепова С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-227/2019 по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Свердловской области в защиту прав, законных интересов и свобод неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению КП-45 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области возложении обязанности обеспечить спальные помещения общежитий тумбочками и табуретами, по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Шелепова С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению КП-45 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области, учреждение), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) о возложении обязанности обеспечить спальные помещения общежитий тумбочками и табуретами.

В обоснование иска указал, что Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляется надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области, расположенного по адресу: ул. Комарова, 18, п. Восточный, Камышловский район, Свердловской области, предназначенного для содержания осужденных. В соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной службы", спальные помещения общежитий отрядов колоний-поселений обеспечиваются тумбочками прикроватными и табуретами из расчёта 1 штука на 1 осужденного. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области данные нормы не соблюдаются. В соответствии с приказом Минюста России от 28 октября 2015 года N 252 лимит наполнения ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области составляет 527 человек. Согласно данным администрации учреждения по состоянию на 31 января 2019 года в учреждении содержится 211 человек. В спальных помещениях общежития отряда N 1 проживает 76 осужденных, в наличии имеется всего 46 тумбочек и табуретов, что не соответствует нормам из расчета 1 тумбочка и 1 табурет на одного осужденного. В спальных помещениях общежития отряда N 3 (мужской) проживает 32 человека, в наличии имеется лишь 24 тумбочки и табурета. Таким образом, администрацией ФКУ КП-45 не выполняются возложенные на нее законом обязанности по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий, гарантированных уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, в отношении осужденных, содержащихся в данном учреждении.

До настоящего времени выявленные нарушения закона в полном объёме не устранены. Из ответов администрации ФКУ КП-45 по результатам рассмотрения представлений следует, что данные нарушения закона имеют место быть, однако, для их устранения необходимы значительные финансовые вложения.

Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 12 марта 2019 года исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области удовлетворены. На Федеральное казенное учреждение КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно обеспечить спальные помещения общежитий прикроватными тумбочками и табуретами по лимиту наполнения в количестве 527 штук. На Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области возложена обязанность в случае недостаточности у Федерального казенного учреждения КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств организовать финансирование мероприятий по обеспечению спальных помещений общежитий прикроватными тумбочками и табуретами по лимиту наполнения в количестве 527 штук.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области просят отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В письменных возражениях прокуратура Свердловской области доводы жалобы считала необоснованными, просила оставить её без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Судебная коллегия на основании статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство должно обеспечить содержание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" определен перечень помещений и нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, которые должны быть в наличии в исправительном учреждении.

Пунктом 1 раздела III Приложения N 2 к Приказу предусмотрено оснащение спального помещения общежития отряда для осужденных тумбочкой прикроватной и табуретами по 1 штуке на одного осужденного.

Судами установлено, что при проверке прокуратурой выявлен факт неполного укомплектования прикроватными тумбочками и табуретами спальных помещений общежития отряда N 1 и 3 ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области, в связи с чем в адрес начальника ФКУ КП-45 вносились представления об устранении нарушений в указанной части.

Представления прокурора в указанной части исполнены не были.

Разрешая спор, суды, установив факт нарушения уголовно-исполнительного законодательства и неисполнения представления прокурора, пришли к выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. При этом возложили на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области субсидиарную ответственность по финансированию мероприятий по обеспечению спальных помещений ФКУ КП-45 прикроватными тумбочками и табуретами.

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривает.

В ходе рассмотрения дела факт того, что спальные помещения ФКУ КП-45 не обеспечены в полном объеме прикроватными тумбочками и табуретами, ответчиками не оспаривался. При этом доводы кассационной жалобы о том, что спальные помещения общежитий отрядов колоний-поселений обеспечены тумбочками прикроватными и табуретами, исходя из фактической численности осужденных в отрядах, не могут являться основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку при лимите наполнения ФКУ КП-45 ГУФСИН России по Свердловской области в 527 человек ответчиком не представлено доказательств наличия реальной и своевременной возможности обеспечения осужденных в соответствии с установленными нормами.

Статьй 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доверенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.

Из норм Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, Устава ФКУ КП-45 ФСИН России по Свердловской области следует, что по обязательствам казенного предприятия субсидиарную ответственность несет Федеральной службы исполнения наказаний России и ГУФСИН России по Свердловской области.

Согласно подпункту 6 пункта 7 "Положения о Федеральной службе исполнения наказаний" от 13.10.2004 N 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Учитывая положения указанных выше норм действующего законодательства, возложение судами субсидиарной обязанности по финансированию заявленных прокурором мероприятий является правомерным и отвечающим требованиям закона. При этом сам по себе факт недостаточности у ответчика финансовых средств не может являться основанием для освобождения его от установленных законом обязанностей.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к несогласию с принятыми судебными постановлениями и направлены на оспаривание правильности выводов суда первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камышловского районного суда Свердловской области от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.