Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2019 г. по делу N 8Г-2158/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Тульской И.А.

судей Горбуновой О.А. и Лаврова В.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 16 декабря 2019 года дело по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 8 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 августа 2019 года

по гражданскому делу N2-139/2019 по иску Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А, объяснения представителя ответчиков Хусаиновой А.И, прокурора Трошкиной А.В, судебная коллегия

установила:

Нижнетагильский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России о понуждении ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области обеспечить осужденных тумбами прикроватными и табуретами в спальных помещениях общежитий, в случае недостаточности у ИK-54 денежных средств, обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обеспечить финансирование деятельности учреждения из средств федерального бюджета.

В обоснование иска прокурор указал, что требования действующего уголовно-исполнительного законодательства в части создания для осужденных надлежащих материально-бытовых условий в ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области не соблюдаются.

Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 08 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 августа 2019 года, на ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность устранить ненадлежащие материально-бытовые условия содержания осужденных, выразившиеся в необеспечении тумбами прикроватными и табуретами в спальных помещениях общежитий, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае недостаточности у ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обеспечить финансирование деятельности учреждения из средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области просят об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций как принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

В своих возражениях на кассационную жалобу исполняющий обязанности прокурора Свердловской области просит оставить судебные постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области Хусаинова А.И. настаивала на отмене судебных постановлений по доводам, изложенным в жалобе, прокурор Трошкина А.В. возражала против отмены судебных постановлений по доводам, изложенным в возражениях на нее.

Ответчик ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, извещено, об отложении дела не просило. С учетом требований статей 167 и 379.5 (части 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя неявившегося ответчика.

Проверив законность и обоснованность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области не выполняются возложенные на него законом обязанности по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий для содержания осужденных, гарантированных частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".

С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.

Доводы ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области об отсутствии оснований для привлечения их к субсидиарной ответственности проверялись судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены.

Сославшись на предусмотренную статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" специфику финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что собственником имущества учреждения, в котором допущены нарушения, для устранения которых требуется дополнительное к уже утвержденной бюджетной смете финансирование, является Российская Федерации. Названное публичное образование в соответствующей сфере действует посредством главного распорядителя ФСИН России - учредителя казенного учреждения и распорядителей (в ГУФСИН России по Свердловской области казенное учреждение подает заявки) бюджетных средств. Порядок взаимодействия последних определяется их компетенцией согласно бюджетному законодательству.

Другие доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.

Доводы кассационной жалобы об обеспечении необходимым количеством предметов казарменной мебели осужденных сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами, а потому не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

При этом коллегия учитывает также пояснения представителя ответчиков в суде кассационной инстанции о том, что в настоящее время решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 8 мая 2019 года исполнено, что исключает возможность возложения на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по исполнению обжалуемого ими решения.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 8 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.