Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 г. по делу N 66а-188/2020

 

Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-43/2018 по административному исковому заявлению Полонского Р.Б. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости по частной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области на определение Ярославского областного суда от 7 ноября 2019 г, которым удовлетворено заявление Полонского Р.Б. о взыскании судебных расходов, установил:

вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 31 января 2018 г. по административному делу N 3а-43/2018 удовлетворено административное исковое заявление Полонского Р.Б. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Данным решением установлена кадастровая стоимость земельных участков:

с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 6 июня 2013 г. равной его рыночной стоимости в размере 1 799 000 рублей;

с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 23 ноября 2012 г. равной его рыночной стоимости в размере 3 591 000 рублей;

с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 6 июня 2013 г. равной его рыночной стоимости в размере 1 799 000 рублей;

с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для размещения производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 23 ноября 2012 г. равной его рыночной стоимости в размере 1 604 000 рублей.

Полонский Р.Б. обратился в суд с заявлением о возмещении понесённых судебных расходов в общем размере "данные изъяты" рублей, в том числе по оплате расходов по составлению отчёта об оценке в сумме "данные изъяты" рублей, по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей, по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.

Определением Ярославского областного суда от 7 ноября 2019 г. заявление административного истца удовлетворено частично, с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Ярославской области в пользу Полонского Р.Б. взысканы судебные расходы в общем размере 73 200 рублей, в том числе расходы по оплате услуг оценщика по составлению отчёта об оценке в размере 62 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей.

В частной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области просит отменить названное определение, полагая, что понесённые Полонским Р.Б. судебные расходы подлежат взысканию с Правительства Ярославской области, так как бюджетное учреждение не является органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области". В связи с чем кадастровая стоимость спорных земельных участков определялась ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области на основании значений, утверждённых постановлением N 976-п.

В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности, на определение суда по вопросам, связанным с распределением судебных расходов, в апелляционном порядке осуществляется судьёй единолично, по правилам, установленным главой 34 данного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения Тульского областного суда.

Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Удовлетворяя заявление административного истца о взыскании в его пользу понесённых по административному делу судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что установленная кадастровая стоимость принадлежащих Полонскому Р.Б. на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N значительно превышает их кадастровую стоимость, определённую судебным решением от 31 января 2018 г. на основании отчётов об оценке N, N, составленных оценщиками общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"". Разница в стоимости каждого из объектов недвижимости составила 55 %.

Приведённые выше обстоятельства, как правильно указал в определении суд первой инстанции, свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к спорным земельным участкам.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 1 статьи 111 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.

Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесённых административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом того, что главой 25 данного кодекса не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, таким органом является Росреестр (пункт 1).

Согласно пункту 1 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Ранее действовал аналогичный приказ Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик".

Как следует из материалов административного дела, принадлежащие на праве собственности административному истцу земельные участки не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п.

Кадастровая стоимость каждого спорного земельного участка определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области в соответствии с полномочиями, предоставленными данному учреждению Приказом N П/531.

С учётом изложенного, принимая во внимание, что кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, установленную судом, более чем в два раза (или 55%), что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретным объектам недвижимости, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области, являющегося административным ответчиком по делу, как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, в пользу административного истца Полонского Р.Б. понесённые последним судебные расходы в общем размере 73 200 рублей.

Судебная коллегия апелляционной инстанции находит выводы Ярославского областного суда правильными, основанными на нормах процессуального права.

То обстоятельство, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области применило удельные показатели кадастровой стоимости, утверждённые постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 г. N 976-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области и признании частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области", не свидетельствует об ошибочности обжалуемого определения, так как результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по доводам частной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Ярославского областного суда от 7 ноября 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области - без удовлетворения.

 

Судья С.С. Бузмаков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.