Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2019 г. по делу N 8а-2215/2019

 

дело N 2а-1996/2019

г. Краснодар 19 декабря 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 12 декабря 2019 года.

Определение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2019 года.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Харитонова А.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В, рассмотрев материалы кассационной жалобы Житерева Ильи Германовича на решение Кировского районного суда города Астрахань от 26 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28 августа 2019 года по административному исковому заявлению Житерева Ильи Германовича к администрации муниципального образования "город Астрахань", при участии заинтересованных лиц: прокурора города Астрахань, координационного совета организаций профсоюзов - представительства союза "Астраханское областное объединение организаций профсоюзов", Астраханская территориальная (областная) профсоюзная организация Общественного объединения - "Всероссийский Электропрофсоюз" о признании пунктов положения об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Астрахань, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "город Астрахань" от 28 марта 2019 года N 218, противоречащими федеральному законодательству Российской Федерации и недействующими со дня их принятия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения заявителя - Житерева И.Г. (принимал участие до объявленного в судебном заседании перерыва), поддержавшего доводы кассационной жалобы; прокурора Стрелковского С.Н. (принимал участие в судебном заседании после перерыва), полагающего судебные акты не подлежащими отмене, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:

Житерев И.Г. (далее - заявитель) обратилась в Кировский районный суд города Астрахань с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "город Астрахань" (далее - административный ответчик) в котором просил признать пункт 2.2 во взаимосвязи с пунктом 8.3, пунктов 3.6, 3.7, 3.9, 6.1, 6.2 "Положения об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Астрахани", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 28 марта 2019 года N 128, в части, касающейся оплаты труда заместителя руководителя муниципального предприятия, противоречащими федеральному законодательству Российской Федерации и недействующими со дня их принятия (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Кировского районного суда города Астрахань от 26 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28 августа 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с апелляционным определением, заявитель обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии обжалуемых судебных актов судами были неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании заявитель поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в судебном заседании 10 декабря 2019 года был объявлен перерыв до 9 часов 50 минут 12 декабря 2019 года.

Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также доске объявлений о судебных заседаниях в помещении суда.

После перерыва в судебное заседание явился прокурор, который пояснил, что полагает судебные акты не подлежащими отмене.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Город Астрахань", администрацией муниципального образования "Город Астрахань" принято постановление от 28 марта 2019 года N 128 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Астрахани" с приложением указанного Положения.

Данное постановление администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 28 марта 2019 г. N 128 и "Положение об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Астрахани" опубликованы в официальном печатном издании "Астраханский вестник" N 15 от 4 апреля 2019 г.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статьи 130 и 132 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Частью 4 указанной статьи установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно требованиям статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен: для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Как усматривается из Положения об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Астрахани суд первой инстанции обоснованно указал, что оно принято в соответствии с приведенными нормативными правовыми актами, обеспечивает единый подход к определению размера оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных предприятий, установление зависимости размеров оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров от результатов финансово-хозяйственной деятельности данных предприятий, стимулирование эффективности их деятельности (пункт 1.3 Положения).

Положение содержит порядок установления должностного оклада, премии, вознаграждения и социальных выплат руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных предприятий (пункт 1.4 Положения).

Согласно пунктам 2.2. и 8.3 выплаты руководителю, его заместителю главному бухгалтеру муниципального предприятия, не предусмотренные настоящим Положением не допускаются, за исключением выплат, производимых по решению администрации муниципального образования "Город Астрахань".

Вопросы оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных предприятий, не урегулированные названым Положением, регулируются в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктами 3.6, 3.7, 3.9 Положения размер должностного оклада руководителя пересматривается администрацией муниципального образования "город Астрахань" при изменении условий и результатов деятельности предприятия (изменение объемов производства, списочной численности работников более чем на 15%), но не чаще одного раза в год.

Должностной оклад заместителя руководителя муниципального предприятия устанавливается в размере 80-90 % от базового должностного оклада руководителя муниципального предприятия.

Размеры должностных окладов заместителя руководителя и главного бухгалтера муниципальных предприятий подлежат изменению в случае изменения должностного оклада руководителя муниципального предприятия.

Согласно пункту 6.1 Положения руководителю, его заместителю, главному бухгалтеру муниципального предприятия устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в приведенных размерах. В стаж работы, дающей право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, включается время работы в данной отрасли.

Руководителю, заместителю руководителя, главному бухгалтеру муниципального предприятия устанавливается премия по итогам финансовохозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год нарастающим итогом). Премирование осуществляется по результатам выполнения предприятием показателей эффективности деятельности за предыдущий отчетный период, определенных в пункте 6.4. Премия начисляется для ресурсоснабжающих предприятий - в размере не более 120% от оклада в квартал, для предприятий, кроме ресурсоснабжающих - в размере не более одного оклада в квартал (пункт 6.2 Положения).

В соответствии с абзацем 4 пункта 6.5 Положения премированию не подлежат руководители, заместители руководителей, главные бухгалтера муниципального предприятия, если на них наложено дисциплинарное взыскание, а также в случае возникновения на предприятии просроченной задолженности по заработной плате перед работниками предприятия в течение отчетного периода.

Суды установили, что указанные нормы Положения, не противоречат требованиям статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из приведенных норм Положения, ими не устанавливается конкретная заработная плата административного истца, а только регулируется её предельный размер и предельные размеры выплат стимулирующего характера, а также порядок пересмотра этих предельных размеров, условия, при которых премии, относящиеся к выплатам стимулирующего характера, не подлежат выплате.

При этом, поскольку принятие оспариваемого нормативного правового акта прямо предусмотрено статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации, то он относится к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, предусмотренным статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

Разрешая административные исковые требования, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемые пункты Положения не противоречат Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации, поскольку установленный ими базовый оклад значительно превышает минимальный оклад, предусмотренный приведенным Отраслевым соглашением.

Оспариваемое Положение также не исключает применение требований статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, поскольку в соответствии с пунктом 8.3 Положения вопросы оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, не урегулированные настоящим Положением, регулируются в соответствии с действующим законодательством. Не установлено судом и несоответствия Положения в целом или его отдельных пунктов указанной статье и иным нормам Трудового кодекса Российской Федерации, указанным истцом.

Положение утверждено постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" N 128 от 28 марта 2019 года с соблюдением требований Порядка подготовки проектов муниципальных правовых актов в администрации муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 6 октября 2017 года за N 5575 с последующими изменениями, внесенными постановлениями от 9 февраля 2018 года N 98 и от 1 октября 2018 года N 577, подписано надлежащим должностным лицом, в рамках его полномочий.

При таком положении, суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска, поскольку администрация муниципального образования "Город Астрахань" утверждая своим постановлением "Положение об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Астрахани", со всей очевидностью действовала правомерно, в рамках своей компетенции с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта и введение в действие.

Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении судами норм материального права, при этом суды первой и апелляционной инстанций не нарушили положения процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств. Следовательно, основания для отмены судебных актов отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

решение Кировского районного суда города Астрахань от 26 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий А.С. Харитонов

 

Судьи А.Е. Иванов

Н.В. Усенко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.