Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 января 2020 г. по делу N 16-54/2020-

 

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Ермакова Сергея Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка N 20 Ленинского района г. Иркутска от 25 июля 2019г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 октября 2019г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Вторчермет" (далее - ООО Вторчермет", общество) Ермакова Сергея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 20 Ленинского района г. Иркутска от 25 июля 2019г, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 октября 2019г, генеральный директор ООО "Вторчермет" Ермаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ермаков С.В. настаивает на отмене указанных судебных актов, полагая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (здесь и далее нормативные акты приведены в редакции, действовавшей на день событий по настоящему делу) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30сентября 2004г. N 506 (далее - Положение), Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Из п. 6.2 указанного Положения следует, что Федеральная налоговая служба вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере её деятельности.

Согласно пп. 1 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В соответствии с ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечёт административную ответственность виновных, в том числе должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Так, в соответствии с п.п. 2, 5 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 19 по Иркутской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Иркутской области, налоговая инспекция), по имеющимся у неё сведениям о перечислении ООО "Вторчермет", руководителем которого является Ермаков С.В, обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты" в 2016, 2017, 2018 гг. сумм в размере от 18378 рублей до 1545763 рублей, установилапризнаки сделки между ООО "Вторчермет" и "данные изъяты"

По результатам работы с указными сведениями Межрайонная ИФНС России N 19 по Иркутской области осуществила в отношении "данные изъяты" и общества мероприятие налогового контроля, истребовав у ООО "Вторчермет" документы (информацию) о сделке с "данные изъяты" А именно, направила ООО "Вторчермет" в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ требование от 10 июля 2018г. N 15-18/52383 о предоставлении налоговой инспекции документов (информации) за период с 1 января 2015г. по 31 декабря 2017г.: договор (договоры) с приложениями, дополнительными соглашениями, спецификациями, счёт-фактуры, акт приёма-сдачи работ (услуг).

При этом Межрайонная ИФНС России N 19 по Иркутской области указала в требовании от 10 июля 2018г. N 15-18/52383 номера и даты платёжных документов, на основании которых переведены денежные средства, их суммы, перечисленные ООО "ЧОО Гром".

Требование налоговой инспекции от 10 июля 2018г. N 15-18/52383 о предоставлении документов (информации) получено обществом 18 июля 2018г, однако в течение 5 рабочих дней - в срок до 26 июля 2018г, не исполнено.

25 июля 2018г. ООО "Вторчермет" направило Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области отказ в предоставлении документов, полагая требование налоговой инспекции незаконным, указывая, что оно не содержит конкретных данных о сделке (предмете, условиях, её сторонах), которые бы могли быть запрошены вне осуществления налоговой проверки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора общества к административной ответственности по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ, подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25 июня 2019г, требованием Межрайонная ИФНС России N 19 по Иркутской области от 10 июля 2018г. N 15-18/52383, а также другими, представленными в материалы дела доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения (ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства объективно, исследовав обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции установили, что вышеназванное требование инспекции является законным, доводы заявителя о том, что запрашиваемые документы не могут быть представлены, как запрошенные за пределами полномочий налоговой инспекции, отвергнуты судебными инстанциями обоснованно, как не имеющие подтверждения и опровергающиеся материалами дела.

Непредставление обществом налоговому органу требуемых документов исследовано и оценено судами двух инстанций полно, всесторонне, с приведением в обжалуемых актах соответствующих нормативных актов, позиция налогового органа о запрашиваемых документах, как относящихся к сделке, участником которой является ООО "Вторчермет", признана верной.

Исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь ст.ст. 82, 93.1 НК РФ, положениями приказа Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015г. N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)", суды пришли к выводу о том, что требование налоговой инспекции соответствует нормам действующего налогового законодательства, вынесено в пределах предоставленных инспекции полномочий, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Уклонение общества от исполнения требования Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области от 10 июля 2018г. N 15-18/52383 суды обоснованно признали совершением административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении жалобы заявителя, районный суд исходил из обоснованной необходимости получения налоговой инспекцией информации по сделке общества с "данные изъяты" в силу имеющихся полномочий по налоговому контролю.

Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется.

Истребование у общества документов вне рамок проведения налоговой проверки обусловлено целями и задачами осуществления налогового контроля, является конкретным мероприятием налогового контроля.

Требование Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области от 10 июля 2018г. N 15-18/52383 отвечает принципам целесообразности, разумности и обоснованности, позволяет идентифицировать контрагента общества, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также, какие конкретно документы и информацию за какой период общество обязано было представить в инспекцию. Отсутствие у налогового органа запрашиваемых документов не позволяет осуществить надлежащий налоговой контроль в отношении её участников.

При таких обстоятельствах доводы жалобы заявителя о незаконности требования налоговой инспекции от 10 июля 2018г. N 15-18/52383 ввиду отсутствия в нём указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля, несостоятельны, поскольку отсутствие такого указания носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования налоговой инспекции. За пределы контрольных полномочий требование налоговой инспекции не выходит.

Доводы жалобы заявителя о недопустимость налогового контроля вне рамок проведения налоговой проверки основаны на неверном прочтении и толковании действующего законодательства, в частности гл. 14 НК РФ, согласно которой налоговый контроль осуществляется, в том числе, вне рамок проведения налоговой проверки, и не исключается в форме истребования необходимых документов (информации).

Действия Ермакова С.В, допустившего непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в инспекцию оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения налогового законодательства, квалифицированы по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Несогласие заявителя жалобы с выводами судебных инстанций основано на субъективном толковании названным лицом положений НК РФ, КоАП РФ и нормативно-правовых актов, подлежащих применению в данном деле.

Срок давности и порядок привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Ермакову С.В. в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ для должностных лиц.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 20 Ленинского района г. Иркутска от 25 июля 2019г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 октября 2019г. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Вторчермет" Ермакова С.В. - без удовлетворения.

 

Судья /подпись/ С.Н. Булычева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.