Кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 г. по делу N 8а-2206/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Никулиной И.А.

судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Монгуш Дан-Хаяа Сергеевны, поступившей 11 ноября 2019 года, на решение Верховного суда Республики Тыва от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 2 июля 2019 года по делу N 3а-14/2019 по административному исковому заявлению Монгуш Дан-Хаяа Сергеевны к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, объяснения административного истца Монгуш Д.-Х.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:

Монгуш Д.-Х.С. обратилась в Верховный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обосновании требований указала, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 06 апреля 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ей жилое помещение на условиях договора специализированного найма на территории "адрес", соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам требованиям. 12 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 72 215 рублей 76 копеек.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 2 июля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Монгуш Д-Х.С. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований с указанием на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.

Вывод суда первой инстанции о необходимости построить жильё для последующего предоставления административному истцу и обоснование этим фактом отказа в предоставлении компенсации за длительное неисполнение решения суда является необоснованным.

Заявитель полагает, что согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отсутствует запрет на предоставление сиротам и лицам из их числа жилых помещений "вторичного фонда", поэтому административный ответчик имел возможность осуществить закупку построенного ранее жилого помещения и осуществить его предоставление административному истцу.

Считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно указал на разумность срока исполнения решения суда, законодателем для обращения в суд за присуждением компенсации этот срок установлен в шесть календарных месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд в своем толковании закона вышел за пределы, установленные нормой.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 февраля 2018 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Монгуш Д.-Х.С. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на условиях договора специализированного найма жилое помещение на территории "адрес", соответствующие установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.

Решение суда вступило в законную силу 06 апреля 2018 года.

Монгуш Д.-Х.С. был выдан исполнительный лист серии ФС N, который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва (МОСП г. Кызыла по РОВИП) 09 апреля 2018 года.

12 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство N-ИП, установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения копии постановления.

Согласно сообщению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, адресованному судебному приставу-исполнителю, в настоящее время на балансе специализированного жилищного фонда отсутствуют свободные жилые помещения.

08 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения решения суда - до 15 июня 2018 года, копия постановления получена должником 08 июня 2018 года.

Согласно сообщению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 15 июня 2018 года, в настоящее время исполнение решения суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для детей-сирот, Агентство просит приостановить исполнительное производство.

21 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа должником не исполнено, должнику направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

22 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Требованием судебного пристава-исполнителя назначен срок исполнения решения суда - до 12 июля 2018 года.

Согласно сообщению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 12 июля 2018 года, адресованному судебному приставу-исполнителю, в настоящее время исполнение решения суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для детей-сирот, поставлена просьба о приостановлении исполнительного производства.

Требованием судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда - до 10 сентября 2018 года.

12 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа должников не исполнено, направлено должнику уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

14 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника - старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО6. от 26 сентября 2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику объявлено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Требованием судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения решения суда - до 13 февраля 2019 года.

Общая продолжительность неисполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (09 апреля 2018 года) до дня поступления заявления о присуждении компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (25 марта 2019 года), составила 11 месяцев 20 дней.

Указом Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года N, вступившим в законную силу со дня его подписания, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, последнему переданы функции преобразуемого органа.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия при исполнении судебного акта признаков нарушения требований разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6, статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных Свобод, общий срок исполнения судебного акта составляет менее 1 года, то есть продолжительность исполнения решения суда не была чрезмерной, и не нарушила право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов являются правильными.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", части 4 статьи 250 КАС РФ исковое заявление присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но в ранее, чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

На основании положений статьи 258 КАС РФ при разрешении требований о компенсации подлежит установлению и является юридически значимым факт нарушения прав административного истца, в данном случае - права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, с учетом поведения административного истца, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 55 Постановления Пленума от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. ч. 1, 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

С учетом обстоятельств дела, а также критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций о том, что общий срок исполнения судебного акта составляет менее 1 года и отвечает требованию разумности, соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения требования о присуждении компенсаций за нарушение нрава на исполнение судебного акта в разумный срок.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут являться основанием к отмене судебных актов, поскольку сводятся к изложению обстоятельств, приведенных в административном иске и апелляционной жалобе, которые исследованы судами и обоснованно отклонены.

Утверждения автора жалобы о том, что законодателем для обращения в суд за присуждением компенсации срок установлен в шесть календарных месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, и суд в своем толковании закона вышел за пределы, установленные нормой, основаны на неверном токовании закона и правильных выводов судов не опровергают.

Судебная коллегия находит правильными выводы судов, сделанные в оспариваемых судебных актах, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждаются представленными доказательствами по делу, исследованными в судебном заседании.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций и иное толкование законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм права.

Судами обеих инстанций дана надлежащая оценка доказательствам и правильно установлены значимые обстоятельства, доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Верховного суда Республики Тыва от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 2 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.