Кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2019 г. по делу N 8а-2313/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиновьевой К.В.

судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 1 июля 2019 г, по административному делу N 2а-307/2019 по административному исковому заявлению Попова Дмитрия Андреевича к призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности по выдаче военного билета.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила

Попов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска о признании незаконным решения призывной комиссии, возложнии обязанности по выдаче военного билета.

В обоснование требований указал, что состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска. В период с 1 сентября 2004 г. по 30 июня 2009 г. обучался в Красноярском государственном аграрном университете, в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

С момента постановки на воинский учет и по настоящее время он зарегистрирован по адресу: "адрес", с октября 2013 г. по октябрь 2018 г. фактически проживал по адресу: "адрес". С 13 января 2009 г. по 17 апреля 2017 г. проходил службу в Сибирском линейном управлении МВД РФ на транспорте (Сибирское ЛУ МВД России) в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам Оперативно-поискового бюро N 3 УТ МВД России по СФО, о чем имеется запись в трудовой книжке. В период работы в органах внутренних дел военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву не проходил, так как полагал, что на него распространяется действие пп. "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". 14 апреля 2017 г. был уволен со службы в звании капитана полиции. 19 апреля 2017 г. призывной комиссией г.Дивногорска Красноярского края вынесено в отношении него заключение о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас, выдана справка взамен военного билета N от 10 мая 2017 г.

По мнению административного истца, в отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.

Полагает, что не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

Просил восстановить срок на обжалование решения (заключения) призывной комиссии, признать незаконным решение призывной комиссии от 19 апреля 2017 г, возложить обязанность на военный комиссариат выдать военный билет.

Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 7 мая 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 1 июля 2019 г, требования удовлетворены, постановлено восстановить административному истцу процессуальный срок на обжалование решения (заключения) призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска Красноярского края от 19 апреля 2017 г. о признании Попова Д.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;

Решение (заключение) призывной комиссии Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска Красноярского края от 19 апреля 2017 г. о признании Попова Д.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет, выдаче справки взамен военного билета признать незаконным и отменить;

Обязать военный комиссариат Свердловского района г. Красноярска и г. Дивногорска Красноярского края принять решение о зачислении Попова Д.А. в запас по основанию, предусмотренному абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении возраста 27 лет, и выдать Попову Д.А. военный билет.

В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

В соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 названного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющаяся приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).

В силу п. 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" высказал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Попов Д.А, N 1987 года рождения, был поставлен на воинский учет 4 февраля 2004 г. военным комиссариатом г. Дивногорска Красноярского края.

8 ноября 2005 г. на основании решения призывной комиссии г. Дивногорска Попову Д.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2009 г. в связи с обучением в высшем учебном заведении - Красноярском государственном аграрном университете.

Согласно содержанию справки N N от 13 апреля 2011 г. за подписью начальника отдела ВККК по г. Дивногорску С. Нечипоренко, гражданин Попов Д.А, N 1987 год рождения, состоящий на учете в отделе военного комиссариата Красноярского края по г. Дивногорску не подлежит призыву на военную службу до 8 июля 2014 г, а также не ограничен в праве выезда из Российской Федерации.

13 января 2009 г. Попов Д.А. приказом N N Сибирского УВДТ МВД России назначен стажером по должности оперуполномоченного отдела СН ОПБ; с 25 августа 2009 г. по 18 июля 2011 г. он - оперуполномоченный отдела СН ОПБ Сибирского УВДТ МВД России; с 18 июля по 16 августа 2011 г. - оперуполномоченный отдела СН ОПБ N 3 Сибирского УВДТ МВД России; с 16 августа 2011 г. по 1 сентября 2014 г. старший оперуполномоченный группы ИПМ ОПБ N 3 Сибирского УВДТ МВД России по СФО; с 1 сентября 2014 г. по 20 августа 2015 г. - старший оперуполномоченный отделения ИПМ и ОП и К ОПБ N 3 Сибирского УВДТ МВД России; с 20 августа 2015 г. по 25 мая 2016 г. - старший оперуполномоченный группы ИПМ ОПБ N 3 УТ МВД России по СФО; с 25 мая 2016 г. по 1 января 2017 г. - старший оперуполномоченный органов внутренних дел направления ОП и К отделения ИПМОП и К ОПБ N 3 УТ МВД России по СФО; с 1 января по 17 апреля 2017 г. находился в распоряжении УТ МВД России по СФО.

Приказом УТ МВД России по СФО N N от 14 апреля 2017 г. Попов Д.А. уволен 17 апреля 2017 г. со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; принято решение о выплате капитану в отставке Попову Д.А. оклада по специальному званию в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел с 18 апреля 2017 г. по 17 апреля 2018 г.

Решением призывной комиссии г. Дивногорск от 19 апреля 2017 г. Попов Д.А. зачислен в запас согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований; административному истцу выдана справка N N N взамен военного билета, которую он получил 10 мая 2017 г.

Поводом для обращения 24 января 2019 г. Попова Д.А. в суд с настоящим административным иском послужил отказ административному истцу в продолжении службы в системе органов МВД РФ, в связи с наличием оспариваемого решения призывной комиссии, в ноябре 2018 года.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что срок обращения в суд пропущен Поповым Д.А. по уважительной причине, поскольку о невозможности продолжить службу в системе органов МВД РФ при наличии оспариваемого решения призывной комиссии административному истцу стало известно в ноябре 2018 года, доказательств обратного суду не представлено. Оспариваемое решение призывной комиссии могло быть принято при наличии в документах воинского учета Попова Д.А. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 1 января 2014 г..до достижения им 27-летнего возраста, то есть до 8 июля 2014 г..Однако в представленных материалах личного дела призывника и розыскного дела в отношении Попова Д.А. имеется лишь две повестки на имя Попова Д.А. о явке в отдел военного комиссариата по Свердловскому району г..Красноярска и г..Дивногорска на 25 апреля 2014 г..и 14 мая 2014 г..с отметкой о том, что они оставлены в дверях. Данных о получении указанных повесток Поповым Д.А. не имеется, из повесток неясно по какому адресу они оставлены и кем. Следовательно, доказательств направления военным комиссариатом повесток о вызове Попова Д.А. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 1 января 2014 г..до 8 июля 2014 г, материалы дела не содержат. Материалы дела не подтверждают, что в период с 1 января 2014 г..по 8 июля 2014 г..Попов Д.А. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном п. 2 ст. 31 Федерального закона 28 марта 1998 года N 53-ФЗ обращался в соответствующие органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечения его прибытия на призывные мероприятия.

Кроме того, представленные материалы содержат запрос военного комиссариата Свердловского района г..Красноярск и г..Дивногорск Красноярского края N N от 19 января 2017 г..на имя начальника Сибирского ЛУ МВД России о предоставлении документов на имя Попова Д.А. о прохождении им службы для постановки на воинский учет. Таким образом, административному ответчику было известно место работы Попова Д.А.

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда согласилась с решением суда.

Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам административного дела.

Доводы кассационной жалобы о том, что Попов Д.А. проживал по иному месту жительства, неизвестному военному комиссариату, в связи с чем не получал повесток, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что направление повесток в установленном порядке Попову Д.А. по адресу его регистрации по месту жительства, известному военному комиссариату, в юридически значимый период не производилось.

Не опровергают выводы суда также доводы кассационной жалобы о том, что сведения о месте работы административного истца стали известны военному комиссариату лишь тогда, когда Попов Д.А. уже достиг непризывного возраста, поскольку в процессе рассмотрения дела судом военный комиссариат данные обстоятельства не подтвердил, не указал источник и дату получения указанных сведений.

Доводы кассационной жалобы о том, что справка об отсрочке от призыва, выданная Попову Д.А. в 2011 году, является недействительной, не могут быть приняты во внимание, поскольку военный комиссариат выдачу данной справки Попову Д.А. не отрицал.

Доводы кассационной жалобы основаны на несогласии административного ответчика с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 1 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.