Кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 января 2020 г. по делу N 8а-3865/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиновьевой К.В.

судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кочетовой Ольги Валерьевны, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, состоящей из 156 человек, на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 13 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 августа 2019 г, по административному делу N 2а-69/2019 по коллективному административному исковому заявлению группы лиц, состоящей из 156 человек: ФИО171 к Администрации Тюменцевского района Алтайского края об оспаривании постановления администрации Тюменцевского района Алтайского края N N от 14 декабря 2017 г. "О реорганизации МБОУ Тюменцевской СОШ в форме присоединения к нему МКОУ Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова с созданием филиала Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова".

Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав объяснения представителя группы лиц, в защиту интересов которой подано коллективное административное исковое заявление, адвоката Дорофеева М.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Кочетова О.В, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, обратилась в суд с коллективным административным исковым заявлением к Администрации Тюменцевского района Алтайского края, в котором просила признать незаконным постановление администрации Тюменцевского района Алтайского края N N от 14 декабря 2017 г. "О реорганизации МБОУ Тюменцевской СОШ в форме присоединения к нему МКОУ Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова с созданием филиала Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова".

В обоснование требований административные истцы указывают, что названное постановление является незаконным, нарушает их права на самостоятельное решение населением вопросов местного значения и на учет мнения жителей села Черемшанка Тюменцевского района Алтайского края при принятии оспариваемого решения о реорганизации образовательного учреждения.

В нарушение части 12 статьи 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при принятии оспариваемого постановления администрацией Тюменцевского района Алтайского края не было выяснено в установленном порядке, путем опроса, мнение населения села Черемшанка по вопросу реорганизации МБОУ Тюменцевская СОШ в форме присоединения к нему МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова с созданием филиала Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова, не учтено указанное мнение.

Согласно протоколу проведения собрания жителей с. Черемшанка по учету мнения населения о реорганизации образовательной организации от 26 сентября 2017 г. в названном мероприятии приняли участие только 20 из 610 жителей с. Черемшанка, поскольку жители села не были уведомлены о дате проведения собрания.

Административным ответчиком не соблюдена форма выявления мнения жителей сельского поселения по указанному вопросу. Кроме того, полагают, что была допущена фальсификация протокола проведения собрания, поскольку подпись председателя счетной комиссии Дырченко Т.В. выполнена не ею.

Решением Тюменцевского районного суда Алтайского края от 13 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 августа 2019 г, в удовлетворении требований коллективного административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе Кочетова О.В, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, состоящей из 156 человек, просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель группы лиц, в защиту интересов которой подано коллективное административное исковое заявление, адвокат Дорофеев М.В, действующий на основании ордера, кассационную жалобу поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

На основании статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10); принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ), устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, перечень которых не является исчерпывающим, и определяя какие вопросы подлежат разрешению на местном референдуме (статья 22), сходе граждан (статьи 25, 25.1), собрании граждан (статья 29), прямо указал в части 1 статьи 31, что мнение населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ результаты опроса носят рекомендательный характер.

Судом установлено и следует из материалов дела, что учредителем МБОУ Тюменцевская СОШ и МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова являлось муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края.

26 сентября 2017 г. в МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова было проведено собрание жителей с. Черемшанка, на повестке которого стоял вопрос о реорганизации МБОУ Тюменцевская СОШ в форме присоединения к нему МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова с созданием филиала Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова. Согласно протоколу проведения собрания по данному вопросу из 20 человек 10 проголосовали "за", 8 - "против", 2 - "воздержались".

При этом в нарушение части 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" опроса жителей с.Черемшанка по выяснению их мнения о реорганизации МКОУ Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не проводилось.

9 октября 2017 г. комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ Тюменцевской СОШ принято решение о целесообразности реорганизации МБОУ Тюменцевской СОШ путем присоединения к нему МКОУ Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова с созданием филиала Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова.

14 декабря 2017 года администрацией Тюменцевского района Алтайского края вынесено постановление N 464 "О реорганизации МБОУ Тюменцевской СОШ в форме присоединения к нему МКОУ Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова с созданием филиала Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова".

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 апреля 2019 г. запись о начале процедуры реорганизации МКОУ Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 21 декабря 2017 г.

МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова 31 января 2019 г. прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к МБОУ Тюменцевской СОШ.

13 февраля 2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова как филиале МБОУ Тюменцевской СОШ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав административных истцов оспариваемым постановлением не доказано. МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова после присоединения в качестве филиала к МБОУ Тюменцевской СОШ не изменила фактическое место нахождения, также не изменился объем и уровень реализуемых образовательных программ, не произошло изменений в педагогическом коллективе данной школы. В связи с реорганизацией школы учащиеся МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова зачислены в МБОУ Тюменцевская СОШ. Допущенные административным ответчиком нарушения при выяснении мнения жителей с.Черемшанка при реорганизации МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова не являются достаточным и безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда согласилась с решением суда.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов по существу правильными и считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Статьей 60.1 ГК РФ предусмотрены правовые последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица.

Так, признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (пункт 2 статьи 60.1 ГК РФ).

Лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения (пункт 4 статьи 60.1 ГК РФ).

Признание ненормативного правового акта незаконным должно быть направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов административных истцов. Вместе с тем административные истцы обратились в суд 15 апреля 2019 года, то есть после прекращения 31 января 2019 г. деятельности МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. В силу пункта 2 статьи 60.1 ГК РФ признание оспариваемого постановления незаконным не повлечет восстановление статуса юридического лица у Черемшанской СОШ имени Сергея Павлова, а также не повлечет восстановление прав административных истцов на участие в решении населением вопросов местного значения и учет мнения жителей села Черемшанка Тюменцевского района Алтайского края при принятии решения о реорганизации образовательного учреждения. Требований о возмещении убытков, причиненных в результате принятия решения о реорганизации, административными истцами заявлено не было.

Таким образом, избранный способ защиты нарушенного права не восстанавливает права административных истцов, так как прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения зарегистрировано в установленном порядке до обращения административных истцов в суд.

Не влияют на законность судебных актов доводы кассационной жалобы о предоставлении административным ответчиком сфальсифицированных доказательств. Протокол собрания жителей с. Черемшанка от 26 сентября 2017 г. отвергнут судом в качестве доказательства выяснения мнения жителей с. Черемшанка о реорганизации МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова, поскольку мнение подлежало выяснению путем опроса, в связи с чем установление недостоверности подписи Дырченко Т.В. в данном протоколе не повлияло бы на выводы суда. Поскольку нарушение своих прав административные истцы связывают с нарушением права на участие в решении населением вопросов местного значения и учет мнения жителей села Черемшанка Тюменцевского района Алтайского края при принятии решения о реорганизации образовательного учреждения, а не с нарушением права на образование, в назначении судебной экспертизы с целью установления достоверности подписи Дырченко Т.В. в заключении комиссии от 9 октября 2017 г. судом первой инстанции отказано правильно. Собранных доказательств было достаточно для разрешения заявленных требований по существу, назначение судебной экспертизы повлекло бы нарушение задач административного судопроизводства, к которым относится, в том числе своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (п.3 ст.3 КАС РФ).

Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям абзаца 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому результаты опроса носят рекомендательный характер, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.

Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 13 июня 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.