Кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2020 г. по делу N 8а-5056/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В.

судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шокола Аркадия Ивановича на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным Забайкальского краевого суда от 31 июля 2019 года по делу N 2а-2127/2018 по административному исковому заявлению Шокола Аркадия Ивановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании недействительным распоряжения от 27 июня 2018 года N 1-591-р.

Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Шокол Аркадий Иванович обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании недействительным распоряжения от 27 июня 2018 года N 1-591-р.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" На основании жалобы Кривец А.В. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому (далее - Управление Росреестра по Забайкальскому краю) была проведена проверка, выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства, мотивированное тем, что согласно замерам площадь земельного участка составила 959 кв.м, а согласно свидетельству о праве собственности - 910 кв.м. Однако, как указывает административный истец, в период проведения проверки в суде рассматривалось дело по спору о границах земельного участка, проводилась процедура межевания, следовательно, действия Управления Росреестра по Забайкальскому краю и выданное предписание от 26 июня 2017 года являются незаконными, оспариваемое распоряжение противоречит законодательству, нарушает его право на межевание и установление границ земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в судебном порядке.

Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года административное исковое заявление Шокола А.И. оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 31 июля 2019 года решение Читинского районного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене решения Читинского районного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным Забайкальского краевого суда от 31 июля 2019 года со ссылкой на нарушение судами сроков рассмотрения административного иска и апелляционной жалобы, поданной истцом на решение суда первой инстанции, а также на неверные выводы судов по существу приведенных в иске обстоятельств.

Истец полагает, что оспариваемым распоряжением нарушены права административного истца в отношении межевания земельного участка. Считает, что у Управления Росреестра по Забайкальскому краю отсутствовали правовые основания для назначения и проведения в отношении него внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства. Указывает, что вынесенное на основании проведенной по оспариваемому распоряжению проверки предписание незаконно и неисполнимо. Также ссылается на незаконность ранее выданных истцу предписаний. Отмечает, что оспариваемое распоряжение вынесено сотрудниками Управления Росреестра по Забайкальскому краю с превышением должностных полномочий.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.

Как установлено судами, Шокол А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 910 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"

На основании распоряжения Управления Росреестра по Забайкальскому краю от 8 ноября 2016 года N 691 в отношении Шокола А.И. была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании названного участка, установлено самовольное занятие земельного участка, в том числе использование Шоколом А.И, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок, площадью 49 кв.м. Выдано предписание от 21 ноября 2016 года N 343 об устранении в срок до 19 мая 2017 года нарушений: освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 49 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", или оформить на него право, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

По результатам повторной проверки государственным инспектором Забайкальского края по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом государственного земельного надзора, геодезии и картографии ФИО8 выдано предписание от 26 июня 2017 года N 366, которое было продлено до 22 июня 2018 года.

С целью проверки исполнения указанного предписания руководителем Управления Росреестра по Забайкальскому краю 27 июня 2018 года было издано распоряжение N 1-591-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Шокола А.И, полученное последним 3 июля 2018 года.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1).

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).

Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 которого Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 64 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки (пункт 67 Административного регламента).

Руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства и исходя из установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции в соответствии с требованиями законодательства и при наличии на то правовых оснований, а именно - истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Содержащиеся в кассационной жалобе доводы по существу приведенных в иске обстоятельств аналогичны доводам, заявленным в апелляционной жалобе, они были подробно исследованы судом апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.

Вынесение оспариваемого по настоящему административному делу распоряжения само по себе никаких негативных последствий для административного истца не порождает, поскольку не содержит обязательных для проверяемого лица распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей административного истца, не определяет их меру ответственности, в связи с чем не нарушает прав, свобод и законных интересов проверяемого лица.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Ссылка кассатора на нарушение судами сроков рассмотрения административного иска и апелляционной жалобы, поданной истцом на решение суда первой инстанции, не является основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, т.к. вышеуказанное обстоятельство не повлияло на их правильность.

Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов, не установлено.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Читинского районного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным Забайкальского краевого суда от 31 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шокола Аркадия Ивановича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.