Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зиновьева К.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Алтайского края", поступившую 23 декабря 2019 г., на определение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судьи Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 г. по делу N 2а-371/2019 по административному исковому заявлению Казакова Константина Александровича к призывной комиссии Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края, призывной комиссии Алтайского края, Военному комиссариату Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края, ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" о признании незаконным решения о призыве на военную службу, возложении обязанности, установил:
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 апреля 2019 г. по указанному делу административный иск Казакова К.А. удовлетворен частично, постановлено признать незаконным решение призывной комиссии Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края от 19 октября 2018 г. о призыве Казакова К.А. на военную службу с присвоением категории годности к военной службе " "данные изъяты"";
Обязать призывную комиссию Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края в течение весеннего призыва 2019 года рассмотреть вопрос об освобождении от призыва на военную службу Казакова К.А. на основании п. "а" ч.1 ст.23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
В удовлетворении остальной части иска отказать;
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" в пользу Казакова К.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Казаков К.А. обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края с заявлением о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением указанного административного дела. Просил взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" и Военного комиссариата Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб, на оплату доверенности в размере 2 000 руб, на оплату военно-врачебной экспертизы в размере 55 000 руб, на проведение "данные изъяты" "данные изъяты" в размере 3 800 руб.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 августа 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 г, заявление Казакова К.А. удовлетворено частично, постановлено взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" в пользу Казакова К.А. 10 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, 55 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате военно-врачебной экспертизы, 3 800 руб. в счет возмещения расходов на "данные изъяты", всего взыскать 68 800 руб.; в удовлетворении остальной части заявления отказать.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" просит определение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судьи Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) кассационная жалоба на определения, которыми не оканчивается производство по делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" сводятся к тому, что проведение медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, принятие решения об освобождении гражданина от призыва на военную службу относятся к исключительной компетенции призывных комиссий и на военный комиссариат не возлагаются. ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" решение о годности к военной службе Казакова К.А. не принимал и не может нести ответственность за решения, принятые призывной комиссией, в связи с чем судебные расходы взысканию с ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" не подлежат.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными.
Определяя лицо, на которое следует возложить понесенные административным истцом судебные расходы, суд первой инстанции, руководствуясь ч.1 ст.111 КАС РФ, исходил из того, что Военный комиссариат Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края является подразделением ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" и не обладает правами юридического лица, в связи с чем судебные расходы подлежат взысканию с ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края", привлеченного к участию в деле.
Судья Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда согласился с выводами суда первой инстанции. Дополнительно указал, что призывная комиссия Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула Алтайского края не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем с нее не подлежат взысканию судебные расходы.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 1 статьи 28 указанного Закона при призыве на военную службу граждан на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них решения о призыве на военную службу либо иного предусмотренного законом решения.
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704, установлено, что расходы, понесенные гражданами в связи с решением вопросов о призыве на военную службу, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Соответственно, призыв граждан Российской Федерации на военную службу в Алтайском крае организует ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" через свои структурные подразделения, который на эти цели получает средства федерального бюджета.
Поскольку принявшая оспариваемое решение призывная комиссия не наделена правами юридического лица, при этом на военный комиссариат возлагается обязанность по осуществлению организации работы призывной комиссии и решения финансовых вопросов по ее деятельности, судебные расходы должны быть возложены на военный комиссариат.
С учетом изложенного, основания для отмены определения Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 августа 2019 г. и апелляционного определения судьи Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 г. в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3271, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судьи Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.