Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2019 г. по делу N 8Г-1832/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бойко В.Н, судей Нестеренко А.О, Черемисина Е.В.

с участием старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса Самойлова А.А, действующего на основании поручения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 6 декабря 2019 г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0018-01-2018-001257-44 по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края к МБУ ДО "Центр образования "Перспектива", муниципальному образованию в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей

по кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом администрации закрытого административно-территориального образования г. Зеленогорска Красноярского края (далее - КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края) на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 16 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 декабря 2018 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Бойко В.Н, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи с обеспечивающим её Зеленогорским городским судом Красноярского края директора МБУ ДО "Центр образования "Перспектива" Антонюк С.В, поддержавшую в части доводы кассационной жалобы, а также прокурора Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, установила:

Прокурор закрытого административно-территориального образования г. Зеленогорск Красноярского края (далее - ЗАТО г. Зеленогорска) обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО "Центр образования "Перспектива", муниципальному образованию в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей - здании центра "Перспектива" по ул. Комсомольская д. 17 в г. Зеленогорск, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности МБУ ДО "Центр образования "Перспектива" (здание центра "Перспектива" ул. Комсомольская д. 17 в г. Зеленогорск). При проведении проверки установлено, что в учреждении допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности. 10 апреля 2018 г. директору учреждения внесено представление об устранении нарушений. При повторной проверке ФГКУ "СУ ФПС N19 МЧС России" от 7 августа 2018 г. установлено, что не все выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности были устранены. Указанный объект с массовым пребыванием людей посещается в том числе несовершеннолетними, пенсионерами и иными категориями маломобильных групп населения. Наличие вышеуказанных нарушений препятствует их безопасной эвакуации, как в случае возгорания объекта, так и в случае возникновения иной чрезвычайной ситуации, что способствует увеличению количества потенциальных жертв.

Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 16 октября 2018 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 декабря 2018 г, исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края удовлетворены, постановлено обязать МБУ ДО "Центр образования "Перспектива" в срок до 30 июня 2019 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании центра "Перспектива" по ул. Комсомольская д. 17 в г. Зеленогорск Красноярского края, а именно:

- оборудовать здание эвакуационным освещением, находящимся в круглосуточном режиме работы или включающимся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (Правила противопожарного режима в РФ п. 43, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).

- организовать проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости. образовавшихся отверстий и зазоров в месте пересечения противопожарной преграды инженерных сетей (подвал: отверстия в стенах венткамер для прокладки труб). (Правила противопожарного режима в РФ п. 22, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).

На Муниципальное образование в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края возложена обязанность в срок до 30 июня 2019 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании центра "Перспектива" по ул. Комсомольская д. 17 в г. Зеленогорск Красноярского края, а именно:

- установить на кровле здания ограждение, выполненное в соответствии с ГОСТ 25772 (СНиП 21-01-97* п. 8.11).

- выход из подвала отделить от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 45 и противопожарной сертифицированной дверью 2-го типа с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (СНиП 21-01- 97* п. 6.9*, п. 5.14* таблица 1-2*; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 г. N 241 п. 4).

- складские и производственные помещения выгородить противопожарными сертифицированными дверьми с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (1 этаж: склады учебного класса (у костюмерной); костюмерная; склады напротив художественной мастерской; склад класса музыки; склад в раздевалке (помещение 1- 15 в сторону спортивного зала); склады в спортивном зале; электрощитовые (у помещения художественной мастерской); художественная мастерская; венткамеры (спортивный зал); 2 этаж: склад (помещение 2-10 л/к у зрительного зала), склад бутофории и декораций; мастерская электрика (помещение 2-10 л/к у зрительного зала); 3 этаж: склад материалов (л/к у сцены зрительного зала; склад кабинета ИЗО); столярная мастерская (помещение 3-16 л/к со стороны сцены) (СНиП 21-01-97* п. 7.1. п. 7.4, п. 5.14* таблица 1-2*; Пособие к СНиП 21-01-97* МДС 21-1.98 раздел I п. 1.5, раздел III п. 2.1, п. 4.1; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 г. N241 п. 4)".

В кассационной жалобе КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что КУМИ является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что в ходе судебного разбирательства не был установлен факт нарушения КУМИ законодательства в части несоблюдения требований пожарной безопасности. Нормативно-правовое обоснование исковых требований к КУМИ не указано. В связи с тем, что имущество передано учреждению на праве оперативного управления, бремя содержания данного имущества (здания) должно нести учреждение, а не учредитель. Указывает, что помещение, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Комсомольская, д. 17, введено в эксплуатацию в 1972 году, реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению не подвергалось, следовательно, учреждение не обязано вплоть до проведена реконструкции или капитального ремонта данного здания (помещения) соблюдать содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.

Относительно доводов кассационной жалобы принесены возражения старшим прокурором отдела прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е.

О времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Предусмотренных законом оснований для изменения или отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и апелляционного определения судом не установлено.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Статьями 34 и 37 названного закона предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что МБУ ДО "Центр образования "Перспектива" является некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем учреждения является муниципальное образование г. Зеленогорск Красноярского края. Функции и полномочия учредителя предприятия осуществляется администрацией ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края в порядке, установленном муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска. Часть функций и полномочий учредителя учреждения передаются для осуществления: управлению образования администрации ЗАТО г. Зеленогорска и комитету по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска. Пределы полномочий переданных функций и полномочий учредителя устанавливаются Уставом и муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование г. Зеленогорска Красноярского края. Полномочия собственника от имени муниципального образования г. Зеленогорск осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края с привлечением в качестве специалистов ФГКУ "Специальное управление ФПС N19 МЧС России соответствии с заданием прокуратуры края "О проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности" 06 апреля 2018 года проведена провеса соблюдения законодательства о пожарной безопасности МБУ ДО "Центр образования "Перспектива" (здание центра "Перспектива" ул. Комсомольская д. 17 в г. Зеленогорск).

В ходе проведения проверки установлено, что в учреждении допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности, часть из которых не устранены ответчиком по состоянию на 16 октября 2018 г.

А именно: здание не оборудовано эвакуационным освещением, находящимся в круглосуточном режиме работы или включающимся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (Правила противопожарного режима в РФ п. 43, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390).

На кровле здания отсутствует ограждение, выполненное в соответствии с ГОСТ 25772 (СНиП 21-01-97* п. 8.11).

Выход из подвала не отделён от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1 -го типа с пределом огнестойкости, не менее EI 45 и противопожарной сертифицированной дверью 2-го типа с пределом огнестойкости, не ниже EI 30 (СНиП 21-01-97* п. 6.9*, п. 5.14* таблица 1-2*; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N241 п. 4).

Руководителем организации не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в месте пересечения противопожарной преграды инженерных сетей (подвал: отверстия в стенах венткамер для прокладки труб). (Правила противопожарного режима в РФ п. 22, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390).

Складские и производственные помещения не выгорожены противопожарными сертифицированными дверьми с пределом огнестойкости, не ниже EI 30 (1 этаж: склады учебного класса (у костюмерной); костюмерная; склады напротив художественной мастерской; склад класса музыки; склад в раздевалке (помещение 1-15 в сторону спортивного зала); склады в спортивном зале; электрощитовые (у помещения художественной мастерской); художественная мастерская; венткамеры (спортивный зал); 2 этаж: склад "Помещение 2-10 л/к у зрительного зала), склад бутофории и декораций; мастерская электрика (помещение 2- 10 л/к у зрительного зала); 3 этаж: склад материалов (л/к у сцены зрительного зала; склад кабинета ИЗО); столярная мастерская (помещение 3-16 л/к со стороны сцены) (СНиП 21-01-97* п. 7.1, п. ".4, п. 5.14* таблица 1-2*; Пособие к СНиП 21-01-97* МДС 21-1.98 раздел I п. 1.5, раздел III п. 2.1, п. 4.1; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 241 п. 4).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 1, 5, 6, 28 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требованиями СНиП21-01-97, а также Правил противопожарного режима в РФ, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку при рассмотрении дела установлен факт нарушения МБУ ДО "Центр образования "Перспектива", муниципальным образованием в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края законодательства в части несоблюдения требований пожарной безопасности.

При этом суд исходил из того, что относимых, допустимых и бесспорных доказательств устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности стороной ответчика в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда, с его выводами обоснованно согласилась, указав на то, что решение суда основано на полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Судебными инстанциями установлены все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства, исследованы представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка, соответствующая ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы судов являются правильными, в решении суда и апелляционном определении мотивированы и в жалобе по существу не опровергнуты.

Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что КУМИ является ненадлежащим ответчиком по делу, являлись предметом изучения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном определении.

В соответствии с Уставом МБУ ДО "Центр образования "Перспектива" собственником имущества Учреждения, закрепленного на праве оперативного управления, является муниципальное образование г. Зеленогорск, полномочия которого осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами. На основании п. 1.2 Положения о КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 27.02.2017 N 35-206р, комитет является органом, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования г. Зеленогорск.

Согласно п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Предусмотренная договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления обязанность Учреждения по проведению текущего и капитального ремонта не освобождает КУМИ администрации г. Зеленогорска от исполнения требований закона.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что КУМИ администрации г. Зеленогорска, осуществляя полномочия учредителя Учреждения - муниципального образования г. Зеленогорск, являющегося собственником здания по ул. Комсомольская, д. 17 в г. Зеленогорске, обязан нести бремя его содержания, в том числе и в связи с исполнением требований закона в области пожарной безопасности.

Подлежит отклонение и довод кассатора о том, что СНиП 21-01-97* не подлежит применению к зданию 1972 года постройки, поскольку пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, предусмотрено, что на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

Ответчиками не представлено доказательств отсутствия недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей, пребывающих в здании по ул. Комсомольская, д. 17 в г. Зеленогорске.

Судебными инстанциями не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих в любом случае отмену постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 16 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 декабря 2018 г. оставить без изменения, кассационную жалобу КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска - без удовлетворения.

 

Председательствующий В.Н. Бойко

 

Судьи А.О. Нестеренко

Е.В. Черемисин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.