Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 г. по делу N 8Г-2000/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б. и Прудентовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-839/2019 (УИД: 38RS0032-01-2019-000190-35) по иску Лобанова Сергея Игнатьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Октябрьском районе г. Иркутска о признании незаконным отказа в назначении и выплате единовременной выплаты, обязании назначить и произвести единовременную денежную выплату в размере 10 000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 N 195, по кассационной жалобе Лобанова Сергея Игнатьевича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2019.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Лобанов С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Октябрьском районе г. Иркутска о признании незаконным отказа в назначении и выплате единовременной выплаты, обязании назначить и произвести единовременную денежную выплату в размере 10 000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.

В обоснование требований Лобанов С.И. ссылался на то, что является участником боевых действий в районе острова Доманский в марте 1969 г, имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

Пенсионным органом Лобанову С.И. отказано в выплате единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", с чем Лобанов С.И. не согласен.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 7 мая 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2019 г, в удовлетворении исковых требований Лобанова С.И. отказано.

В кассационной жалобе Лобановым С.И. ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 7 мая 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2019 г, как незаконных.

Относительно доводов кассационной жалобы Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области представлены возражения.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права

Как следует из обжалуемых судебных постановлений, такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Лобанов С.И. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 г.

Ответом Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 6 декабря 2018 г. N Лобанову С.И. сообщено, что участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 г. не поименованы подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем у органа пенсионного фонда не имеется оснований для осуществления Лобанову С.И. единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Разрешая спор и отказывая Лобанову С.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Лобанов С.И, принимавший участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 г, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" приравнен к категории ветеранов и участников Великой Отечественной войны, однако непосредственным участником событий на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не являлся.

Также суд первой инстанции указал, что удостоверение ветерана Великой Отечественной войны даёт Лобанову С.И. право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и не является основанием для выплаты ему единовременной компенсации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, поскольку круг лиц, на которых распространяет своё действие данный Указ, чётко определён, приравненные по социальным льготам к участникам Великой Отечественной войны граждане к ним не относятся.

С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, указав, что Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. Круг лиц, на которых распространяет своё действие Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 определён, на участников вооружённого конфликта на острове Даманский в 1969 г. действие данного Указа Президента Российской Федерации не распространяется, поскольку касается граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны в период с 1941г. по 1945 г.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неверном применении и толковании судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.

Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" постановлено произвести в мае - июне 2018 г. единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

К ветеранам Великой Отечественной войны, согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в войне 1941-1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.

В частности, подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что ветеранами - участниками Великой Отечественной войны являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. "О ветеранах", на лиц, принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I и II, распространяется действие статей 2 (ветераны Великой Отечественной войны) и 4 (инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий) Федерального закона "О ветеранах".

Таким образом, законодатель приравнивает к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I и II Перечня, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объём мер оказываемой социальной поддержки.

Согласно статье 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, а также инструкция о порядке его заполнения.

Согласно пункту 4 названной Инструкции при заполнении пустой строки после слов "Предъявитель настоящего удостоверения" делается запись "ветеран - участник", если предъявитель относится к лицам, указанным в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", или запись "ветеран", если предъявитель относится к лицам, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона.

Из положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, а также принятого во исполнение Указа постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 561 "Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" следует, что необходимым условием для получения спорной единовременной выплаты является наличие у лица статуса участника Великой Отечественной войны и его принадлежность к лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Из материалов дела следует, что Лобанов С.И. имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", при этом Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, вопреки ошибочному выводу судов первой и апелляционной инстанций, не содержит указания на ограничение круга лиц, имеющих право на единовременную выплату, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали непосредственное участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

С учётом приведённого выше решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2019 г, нельзя признать законными, они приняты при неправильном применении норм материального права, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для их отмены.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям сторон нормами, толкование которым даётся в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 июля 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд г. Иркутска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.