Определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу N 8Г-3268/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Мишиной И.В, судей Латушкиной С.Б. и Зиновьевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1409/2019 по административному исковому заявлению Цаповой Ларисы Валерьевны к Федеральной службе исполнения наказания России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области, Комиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанности рассмотреть заявление, по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 25 июня 2019 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области Сафонова Р.Г, выступающего по доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Цапова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 22 января 2018 г. она обратилась в жилищно-бытовую комиссию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области (далее - ГУФСИН России по Иркутской области) для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. 18 мая 2018 г. Протоколом N заседания комиссии было принято решение об отказе и направлении учётного дела на доработку. После устранения недостатков учётное дело было вновь направлено в комиссию. 9 ноября 2018 г. Протоколом N заседания комиссии было принято решение об отказе ей, пенсионеру уголовно-исполнительной системы, в постановке на учёт. В обоснование отказа комиссия сослалась на пункт 27 Постановления Правительства Российской Федерации N 369 и отсутствие документов, подтверждающих постановку на жилищный учёт до 1 марта 2005 г. С данным основанием отказа Цапова Л.В. не согласна, поскольку с заявлением о постановке на учёт она обратилась 28 января 2018 г. до её увольнения, и как сотрудник она имеет право на указанную выплату. К заявлению были приобщены все необходимые документы, оснований для отказа в постановке на учёт не имелось.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 25 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г, административный иск удовлетворён частично.

Суд признал незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 9 ноября 2018 г. об отказе пенсионеру уголовно-исполнительной системы Цаповой Л.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложил на комиссию ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанность по устранению допущенного нарушения прав административного истца путём повторного рассмотрения заявления Цаповой Л.В. от 21 сентября 2018 г. о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требований Цаповой Л.В. к Федеральной службе исполнения наказания России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области, комиссии ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о возложении обязанности принять решение о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.

В кассационной жалобе, поданной врио начальника ГУФСИН России по Иркутской области Закорко С.А, поставлен вопрос об отмене решения Ангарского городского суда Иркутской области от 25 июня 2019 г. и апелляционного определения Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г. в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствием их выводов, изложенных в решении и апелляционном определении, обстоятельствам дела.

В судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно частям 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Как следует из обжалуемых судебных постановлений, таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Цапова Л.В. проходила службу в Федеральном казённом учреждении Ангарская воспитательная колония ГУФСИН России по Иркутской области, имела звание "звание".

2 марта 2018 г. Цапова Л.В. обратилась с заявлением (рапортом) о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписке из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии от 26 февраля 2018 г. на этом заседании принято решение о принятии пакета документов, поданных Цаповой Л.В. на рассмотрение для возможности дальнейшего формирования учётного дела "звание" Цаповой Л.В. с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2003 г. N 369.

Приказом ФКУ Ангарская ВК ГУФСИН России по Иркутской области N от 23 апреля 2018 г. Цапова Л.В. уволена из уголовно-исполнительной системы по пункту "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижению предельного возраста). Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 23 года 06 месяцев 09 дней, в льготном исчислении 34 года 06 месяцев 13 дней, для выплаты единовременного пособия 23 года 06 месяцев 09 дней.

Приказом ФКУ Ангарская ВК ГУФСИН России по Иркутской области N от 24 апреля 2018 г. в приказ от 23 апреля 2018 г. N "Об увольнении Цаповой Л.В." внесены изменения, установлено, что выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 22 года 05 месяцев 20 дней, в льготном исчислении 33 года 05 месяцев 24 дня, для выплаты единовременного пособия 22 года 05 месяцев 20 дней.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от 18 мая 2018 г, по результатам рассмотрения заявления Цаповой Л.В. принято решение об отказе Цаповой Л.В. в постановке на учёт и направлении учётного дела на доработку оператору отдела охраны ФКУ Ангарская ВК ГУФСИН России по Иркутской области "звание", Цаповой Л.В. в связи с тем, что в учётном деле имеются недостатки, а именно копии представленных документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов; отсутствует выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счёта с места жительства заявителя и совместно проживающих членов её семьи за последние 5 лет; в справках Росреестра и БТИ отсутствует информация на предыдущие фамилии заявителя; не представлена справка с места учёбы дочери заявителя Б, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Согласно имеющейся в материалах дела расписки, выписка из протокола N от 18 мая 2018 г. и экземпляр учётного дела на 56 листах получены Цаповой Л.В. 28 мая 2018 г.

21 сентября 2018 г. Цапова Л.В, после устранения недостатков, повторно обратилась с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от 9 ноября 2018 г. на этом заседании принято решение об отказе Цаповой Л.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Отказывая в постановке на учёт, комиссия сослалась на пункт 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных этими правилами для сотрудников.

Разрешая спор и частично удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пунктов 1, 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г..N 369, исходил из того, что в пункте 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации регламентирует порядок предоставления единовременной социальной выплаты речь идёт о сотрудниках и уволенных со службы в учреждениях и органах граждан Российской Федерации, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, и, согласно статье 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ имеющих право выбора на предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, либо предоставление единовременной социальной выплаты в соответствии со статьёй 4 указанного Федерального закона с одновременным снятием их с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем Цапова Л.В. к указанной категории граждан не относится и на неё нормативные положения статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ, применяемые во взаимосвязи с пунктом 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты не распространяются.

Учитывая, что Цапова Л.В. обратилась в комиссию ГУФСИН России по Иркутской области с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и в постановке на учёт ей отказано в связи с отсутствием сведений о принятии Цаповой Л.В. на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях до 1 марта 2015 г, суд пришёл к выводу, что ответчиками нарушено право истца, в связи с чем удовлетворил требования административного истца о признании незаконным решения комиссии ГУФСИН России по Иркутской области от 9 ноября 2018 г.

Суд апелляционной инстанции согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из части 1 статьи 1 названного закона (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учёт для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.

Из содержания приведённых нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учёт для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.

При этом нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в 3-месячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учёт на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Цапова Л.В. впервые обратилась с заявлением и представила пакет документов в комиссию 22 января 2018 г, на момент обращения являлась сотрудником и проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы.

Подача Цаповой Л.В. пакета документов в целях предоставления единовременной социальной выплаты в период службы свидетельствует о том, что ею был поставлен вопрос о предоставлении ей этой выплаты как действующему сотруднику уголовно-исполнительной системы в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Следовательно, повторно поданное 21 сентября 2018 г. заявление подлежало рассмотрению комиссией с учётом даты первоначального обращения Цаповой Л.В. - 22 января 2018 г, когда она, будучи сотрудником уголовно-исполнительной системы, выразила намерение реализовать своё право на получение выплаты, гарантированное ей указанной нормой.

Рассмотрение комиссией вопроса о предоставлении Цаповой Л.В. выплаты, как лицу, уволенному со службы и принятому на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, повлекло необоснованный отказ в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты и лишило заявителя установленной законом социальной гарантии.

Пункт 27ункт 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных этими правилами для сотрудников, регламентирует порядок предоставления единовременной социальной выплаты только для такой категории граждан, как сотрудники и уволенные со службы в учреждениях и органах граждане Российской Федерации, принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, и только в случаях, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, как это следует из содержания пункта 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

В Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предоставление единовременной социальной выплаты названной категории граждан предусмотрено статьёй 6, регулирующей предоставление сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, и устанавливающей, что по их желанию им может быть предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со статьёй 4 этого же федерального закона с одновременным снятием их с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, Цапова Л.В. к указанной выше категории граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не относится и на неё нормативные положения статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, применяемые во взаимосвязи с пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не распространяются.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным решения комиссии ГУФСИН России по Иркутской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от 9 ноября 2018 г. об отказе Цаповой Л.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и возложении на комиссию обязанности повторно рассмотреть заявление Цаповой Л.В. о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда и апелляционное определение подлежат отмене, а административное дело прекращению, поскольку заявленные истцом требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут, поскольку основаны на неправильном применении норм процессуального права.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путём обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (или бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (или бездействия) органа государственной власти.

Главой 22 указанного Кодекса предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше Кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1).

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление и перечень документов.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Цапова Л.В. оспаривала решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения. Данное решение не повлекло возникновения, изменения или прекращения каких-либо гражданских прав и обязанностей Цаповой Л.В. Требований искового характера, связанных с правом Цаповой Л.В. состоять на учёте, Цаповой Л.В. не заявлялось.

Комиссия ГУФСИН России в данном случае реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя, а спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности.

При таких обстоятельствах законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких действий органа государственной власти кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Ссылки представителя заявителя на судебную практику по иным делам, не могут являться основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений, поскольку суд рассматривает дело с учётом конкретных обстоятельств и в соответствии с представленными доказательствами.

Как показал анализ кассационной жалобы, её доводы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного исследования судов обеих инстанций, которым дана надлежащая оценка, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, ошибочное толкование норм материального и процессуального права, и не могут служить предусмотренными частью 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 25 июня 2019 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 10 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.