Апелляционное определение СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 января 2020 г. по делу N 66а-13/2020

 

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Семеновой И.А, судей Морозковой Е.Е. и Вдовиченко С.В.

при секретаре Матвейчук О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-504/2019 по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива N469 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Вологодского областного суда от 14 октября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области согласно приложениям 1 - 3 к настоящему приказу.

Гаражно-строительному кооперативу N469 (далее - ГСК N469) на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 1799 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена по состоянию на 2 июня 2012 года в размере 5 727 872 рубля 08 копеек.

Сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 февраля 2013 года.

Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0204001:95 превышает его рыночную стоимость и ссылаясь на нарушение своих прав в результате уплаты налога на имущество в завышенном размере, ГСК N469 обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 июня 2012 года в размере 845 800 рублей, подтвержденном отчетом об оценке оценщика - индивидуального предпринимателя ФИО6 Одновременно ГСК N469 просил восстановить ему пропущенный срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, указав, что в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

Решением Вологодского областного суда от 14 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.

Установлена по состоянию на 2 июня 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 1799 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - эксплуатация гаражных боксов, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 845 800 рублей.

Датой обращения ГСК N469 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 11 сентября 2019 года.

Разрешая административное дело и учитывая разъяснения абзаца 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и правомерности заявленных требований по существу.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо мэрия города Череповца просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в иске, ссылаясь на пропуск ГСК N469 без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, который начал течь с даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости - 10 февраля 2013 года и истек 10 февраля 2018 года.

Административный истец ГСК N469 в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.

Административный ответчик Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве на апелляционную жалобу просит принять решение исходя из фактических обстоятельств дела.

Административный истец, административные ответчики Департамент имущественных отношений Вологодской области и Управление Росреестра по Вологодской области, заинтересованное лицо мэрия города Череповца о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, причин неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия на основании частей 8 и 9 статьи 96, части 2 статьи 150 КАС РФ.

Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Как видно из материалов дела, административное исковое заявление ГСК N469 принято к производству Вологодского областного суда определением судьи от 23 сентября 2019 года, в определении указано на проведение подготовки дела к судебному разбирательству с участием сторон и на назначение проведения подготовки дела к судебному разбирательству на 10 час. 10 мин. 14 октября 2019 года, с вызовом в судебное заседание лиц, участвующих в деле (л.д.1).

О назначении подготовки административного дела к судебному разбирательству на 14 октября 2019 года в 10 час. 10 мин. письмом от 24 сентября 2019 года извещены стороны - истец ГСК N 469, ответчики Департамент имущественных отношений Вологодской области и Управление Росреестра по Вологодской области, заинтересованное лицо - мэрия города Череповца (л.д.67).

В отзыве на административное исковое заявление от 14 октября 2019 года - Управление Росреестра по Вологодской области, в ходатайстве от 14 октября 2019 года - мэрия города Череповца указали об извещении их о судебном заседании на 10 час. 10 мин. 14 октября 2019 года и просили рассмотреть дело по существу в отсутствие их представителей (л.д.77-79, 81).

14 октября 2019 года в 10 час. 18 мин. с соблюдением правил о ведении аудиопротоколирования и протокола открыто судебное заседание по подготовке административного дела к судебному разбирательству, заседание закрыто в 10 час. 23 мин. В судебном заседании по подготовке дела к судебному разбирательству приняли участие представитель истца ГСК N469 и представитель ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области.

Из протокола судебного заседания от 14 октября 2019 года следует, что при проведении подготовки административного дела к судебному разбирательству в судебном заседании явившиеся представители истца и ответчика высказали мнение о подготовленности дела к судебному разбирательству и просили рассмотреть дело незамедлительно.

Судом в протокольной форме вынесено определение о признании дела подготовленным и назначено судебное разбирательство на 14 октября 2019 года на 10 час. 24 мин.

В судебном заседании, назначенном на 10 час. 24 мин, дело разрешено с вынесением обжалуемого решения.

Дополнительно судьей Вологодского областного суда вынесены определения от 14 октября 2019 года о подготовке административного дела к судебному разбирательству и о назначении дела к рассмотрению в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле.

В силу статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного Кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности, право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о дате, месте и времени судебного заседания.

Частями 1 и 3 статьи 96 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, извещаются судом заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Судебные извещения должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и своевременной явки в суд.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству является стадией административного процесса, в рамках которой при необходимости может быть проведено предварительное судебное заседание и совершены иные процессуальные действия по подготовке дела к судебному разбирательству, перечисленные в статье 135 КАС РФ.

Проведение подготовки дела к судебному разбирательству посредством проведения судебного заседания по подготовке дела к судебному разбирательству Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с частью 2 статьи 139 КАС РФ суд, признав административное дело подготовленным, вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть с согласия лиц, участвующих в деле, судебное заседание, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте предварительного судебного заседания и просят рассмотреть административное дело по существу в их отсутствие, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение административного дела.

Согласно разъяснениям пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ.

В определении, направляемом лицам, участвующим в деле, вместе с извещением о проведении предварительного судебного заседания, разъясняется возможность проведения судебного разбирательства данного дела по существу непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, в том числе в случае неявки в предварительное судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, и отсутствия их возражений относительно этого (часть 2 статьи 14, статья 96, часть 2 статьи 138, часть 1 статьи 140 КАС РФ).

Таким образом, при условии соответствующего уведомления проведение основного судебного заседания возможно непосредственно после окончания предварительного заседания, но не после совершения иных процессуальных действий, проводимых в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, кроме случая, указанного в части 4 статьи 135 КАС РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 135 КАС РФ в случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

Рассмотрение административного дела в неотложном порядке без извещения об этом лиц, участвующих в деле, КАС РФ не предусмотрено.

Как разъяснено в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36, по смыслу части 4 статьи 135 КАС РФ, административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд. О разрешении ходатайства выносится определение (часть 4 статьи 2, статья 87 КАС РФ). Данное определение не подлежит обжалованию отдельно от решения суда (часть 1 статьи 202 КАС РФ).

Частью 1 статьи 140 КАС РФ предусмотрено, что в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ).

Таким образом, при назначении судебного разбирательства в порядке статей 139, 140 КАС РФ или в порядке неотложного рассмотрения (часть 4 статьи 135 КАС РФ) суд должен уведомить лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания либо о возможном рассмотрении административного дела по существу по окончании предварительного судебного заседания, а к моменту проведения судебного заседания располагать сведениями об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, предварительное судебное заседание по делу не назначалось и не проводилось.

Письмами от 24 сентября 2019 года с приложением копии определения о принятии административного дела к производству от 23 сентября 2019 года лица, участвующие в деле, извещены о назначении подготовки дела к судебному разбирательству на 14 октября 2019 года на 10 час. 10 мин, т.е. о проведении судебного заседания по подготовке дела к судебному разбирательству. О возможном рассмотрении административного дела по существу в основном судебном заседании по окончании предварительного судебного заседания, как и по окончании судебного заседания по подготовке дела к судебному разбирательству, ни в определении судьи от 23 сентября 2019 года, ни в письмах от 24 сентября 2019 года не указано.

Документы, позволяющие суду убедиться в получении ответчиком Управлением Росреестра по Вологодской области и заинтересованным лицом мэрией города Череповца уведомлений о судебном заседании, назначенном на 14 октября 2014 года на 10 час. 24 мин, в материалах дела отсутствуют.

Ходатайства указанных лиц о рассмотрении дела по существу в отсутствие их представителей поданы 14 октября 2019 года, до заявления представителями ГСК N469 и Департамента имущественных отношений Вологодской области ходатайств о рассмотрении дела в неотложном порядке, о котором они не извещались; направление в суд заявлений о рассмотрении дела без участия ответчика и заинтересованного лица не освобождает суд от необходимости выполнения требований статей 96, 135, 140 КАС РФ.

Допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения являются существенными, привели к нарушению права административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области и заинтересованного лица мэрии города Череповца на судебную защиту.

Порядок рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В части 2 статьи 247 КАС РФ определено, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

На основании статьи 24.19 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457, приказов Росреестра от 12 мая 2015 года NП/210, от 18 октября 2016 года NП/0515, от 13 января 2015 года NП/3 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии передала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" некоторые полномочия в сфере государственной кадастровой оценки.

Однако, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, права и обязанности которой затрагиваются при рассмотрении административного дела, к участию в настоящем деле не привлечено. Суд первой инстанции принял судебный акт о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле.

Допущенные нарушения норм процессуального права в силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 310 КАС РФ влекут безусловную отмену решения суда с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда, после чего разрешить спор.

Руководствуясь статьями.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Вологодского областного суда от 14 октября 2019 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.