Апелляционное определение СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 г. по делу N 66а-15/2020

 

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Семеновой И.А. и Вдовиченко С.В, при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-503/2019 по административному исковому заявлению гаражно-строительного кооператива N674 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Вологодского областного суда от 14 октября 2019 года, которым административное исковое заявление гаражно-строительного кооператива N674 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Гаражно-строительный кооператив N674 (далее - ГСК N674), являясь бессрочным пользователем земельного участка с кадастровым номером N, обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости равном "данные изъяты" руб, указав, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает его права как плательщика земельного налога. Одновременно административный истец просил восстановить ему пропущенный срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Вологодского областного суда от 14 октября 2019 года административное исковое заявление ГСК N674 удовлетворено.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес", установлена в размере его рыночной стоимости равном "данные изъяты" руб. по состоянию на 02.06.2012.

Датой подачи заявления ГСК N674 о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка постановлено считать 11.09.2019.

При рассмотрении административного дела суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по существу, указав, что пропуск срока, установленного ч.3 ст.245 КАС РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и того обстоятельства, что в государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, не является основанием к отказу в административном иске, усмотрев основания для восстановления пропущенного процессуального срока.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо мэрия города Череповца просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, не согласившись с выводами суда о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд и отметив, что причины пропуска процессуального срока судом не выяснены.

Административным истцом ГСК N674 и административным ответчиком департаментом имущественных отношений Вологодской области поданы возражения относительно апелляционной жалобы.

Стороны и заинтересованное лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, являются безусловными основаниями к отмене судебного решения (п.п.2, 4 ст.310 КАС РФ).

Нарушения такого характера допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Согласно части 1 статьи 46 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного Кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о дате, месте и времени судебного заседания.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Судебные извещения должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и своевременной явки в суд.

Согласно ч.4 ст.135 КАС РФ в случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

В силу положений ст.ст.135, 138 КАС РФ в рамках подготовки к судебному разбирательству в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, определения достаточности доказательств по административному делу, выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением, процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству, выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства, в том числе путем использования примирительных процедур, по делу может быть проведено предварительное судебное заседание.

Согласно части 1 статьи 140 КАС РФ в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ).

В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ.

В определении, направляемом лицам, участвующим в деле, вместе с извещением о проведении предварительного судебного заседания, разъясняется возможность проведения судебного разбирательства данного дела по существу непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, в том числе в случае неявки в предварительное судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, и отсутствия их возражений относительно этого (часть 2 статьи 14, статья 96, часть 2 статьи 138, часть 1 статьи 140 КАС РФ). Получение (вручение) названного определения свидетельствует о надлежащем извещении лица, участвующего в деле, о проведении как предварительного судебного заседания, так и судебного заседания по административному делу.

Таким образом, при назначении судебного разбирательства в порядке ст.ст.139, 140 КАС РФ или в порядке неотложного рассмотрения (ч.4 ст.135 КАС РФ), суд должен уведомить лиц, участвующих в деле, о слушании дела либо о возможном рассмотрении административного дела по существу по окончании предварительного судебного заседания, а к моменту проведения открытого судебного заседания иметь сведения о получении лицами, участвующими в деле, извещения о дате и времени рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, определением от 23 сентября 2019 года административное исковое заявление ГСК N674 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости принято к производству суда. Названным определением назначено проведение подготовки дела к судебному разбирательству на 10 час. 00 мин. 14 октября 2019 года с вызовом в судебное заседание лиц, участвующих в деле. В определении отсутствует указание о возможном рассмотрении административного дела по существу по окончании проведения подготовки по делу, а также указание о проведении предварительного судебного заседания.

К участию в деле фактически привлечены:

в качестве административных ответчиков: департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее-Управление Росреестра по Вологодской области);

в качестве заинтересованного лица-мэрия города Череповца.

О проведении подготовки по административному делу лица, участвующие в деле, уведомлены письмом суда от 24.09.2019, направленным административным ответчикам и заинтересованному лицу по электронной почте.

Определением судьи о подготовке административного дела к судебному разбирательству от 14 октября 2019 года повторно назначена подготовка дела к судебному разбирательству; лицам, участвующим в деле, разъяснены их права, предусмотренные ст.45 КАС РФ.

Административными ответчиками представлены в суд возражения относительно заявленных требований.

В ходатайстве от 14.10.2019 мэрия города Череповца Вологодской области указала об уведомлении о судебном заседании, назначенном на 14.10.2019 в 10 час. 00 мин, и просила рассмотреть административное дело по существу без участия своего представителя.

Согласно протоколу судебного заседания по проведению подготовки от 14 октября 2019 года судом в 10 час. 03 мин. по настоящему делу проведена подготовка в форме судебного заседания, в которой приняли участие представитель административного истца ГСК N674 Горяева Т.А. и представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Вологодской области Веселова Е.Л.

Из протокольного определения, вынесенного в ходе подготовки в форме судебного заседания 14.10.2019, следует, что по ходатайству представителя административного истца ГСК N674 о незамедлительном слушании дела его рассмотрение по существу назначено на 10 час. 10 мин. 14 октября 2019 года. Подготовка к рассмотрению административного дела окончена в 10 час. 09 мин. (л.д.94).

Определением судьи от 14.10.2019 дело назначено к слушанию в открытом судебном заседании на 10 час. 10 мин. 14 октября 2019 года с указанием о вызове в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

В протоколе судебного заседания от 14.10.2019 отражено, что административное дело N3а-503/2019 рассмотрено судом по существу в указанную дату в период с 10 час. 10 мин. по 10 час. 18 мин. с участием представителей административного истца ГСК N674 и административного ответчика департамента имущественных отношений Вологодской области и в отсутствие административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области, заинтересованного лица мэрии города Череповца Вологодской области. По результатам судебного заседания судом постановлено решение.

При этом ни в определениях судьи о проведении подготовки по делу от 23.09.2019, 14.10.2019, ни письмом суда от 24.09.2019 лица, участвующие в деле, не уведомлены о возможности рассмотрения дела по существу 14 октября 2019 года, то есть в дату проведения подготовки по делу.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что судом о слушании дела по существу 14 октября 2019 года в 10 час. 10 мин. были уведомлены административный ответчик Управление Росреестра по Вологодской области и заинтересованное лицо мэрия города Череповца Вологодской области в материалах дела не имеется.

Таким образом, административное дело рассмотрено судом 14 октября 2019 года в 10 час. 10 мин. в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица без их надлежащего уведомления в соответствии с правилами ч.4 ст.135, главы 9 КАС РФ.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству является стадией административного процесса, в рамках которой может быть проведено предварительное судебное заседание и совершены иные процессуальные действия по подготовке дела к судебному разбирательству, перечисленные в ст.135 КАС РФ.

Проведение подготовки дела к судебному разбирательству посредством проведения судебного заседания по подготовке дела к судебному разбирательству Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

В ходе проведения предварительного судебного заседания подлежат разрешению вопросы, которые не могут быть разрешены в ходе подготовки (ч.ч.2, 4, 5, 5 (1) ст.138 КАС РФ).

Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения дела по существу по окончании предварительного судебного заседания, а не после окончания проведения подготовки без проведения предварительного судебного заседания (за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.135 КАС РФ).

Назначение рассмотрения административного дела в неотложном порядке согласно правилам ч.4 ст.135 КАС РФ не предоставляет суду право рассмотреть административное дело по существу без извещения об этом лиц, участвующих в деле.

Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя подано мэрией города Череповца Вологодской области 14.10.2019 до поступления в суд устного обращения представителя административного истца о рассмотрении дела в неотложном порядке и до его разрешения судом.

Назначение судом настоящего административного дела к слушанию через 1 минуту после окончания проведения подготовки по делу при отсутствии сведений о своевременном извещении неявившихся на подготовку лиц о возможности рассмотрения дела по существу по окончании проведения подготовки в форме судебного заседания, является безусловным нарушением требований ч.ч.1, 3 ст.96 КАС РФ.

Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона является существенным, поскольку оно не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 КАС РФ - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В результате рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика Управления Росреестра по Вологодской области, заинтересованного лица мэрии города Череповца, последние были лишены возможности участвовать в судебном разбирательстве, реализовывать свои права, предусмотренные статьей 45 КАС РФ, высказывать свои доводы и соображения, представлять доказательства суду и другой стороне по настоящему административному делу, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств, чем фактически были лишены права на судебную защиту.

Порядок рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст.ст.245-249 КАС РФ).

В ч.2 ст.247 КАС РФ определено, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Из ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", статьи 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457 и приказов Росреестра от 12 мая 2015 года Nп/210, от 18 октября 2016 года Nп/0515, от 13 января 2015 года NП/3 следует, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" переданы некоторые полномочия в сфере государственной кадастровой оценки.

Однако, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", чьи права и обязанности могут быть затронуты при рассмотрении дела, к участию в деле не привлечено.

Таким образом, разрешая административные требования, суд первой инстанции фактически принял судебный акт о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле.

Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 310 КАС РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Вологодского областного суда от 14 октября 2019 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.