Кассационное определение СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2019 г. по делу N 8а-1141/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Анатийчук О.М., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Батищевой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Коробкина К.И. на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 5 апреля 2019 года, вынесенные по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Коробкину Константину Ивановичу о взыскании недоимки по земельному налогу (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-2940/2018).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административного истца ИФНС по г. Костроме Баукиной М.О, административного ответчика Коробкина К.И, его представителя Митюгова Д.С, судебная коллегия

установила:

ИФНС по г. Костроме обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коробкину К.И. о взыскании земельного налога за 2016 год в размере 165199 рублей, пени в размере 9394 руб. 31 коп, мотивируя требования тем, что поскольку в собственности административного ответчика в период с 18 августа 2014 года по 10 марта 2017 года имелся земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", он является плательщиком земельного налога за 2016 год. Направленное налогоплательщику налоговое уведомление осталось неисполненным, в связи с чем за несвоевременную неуплату налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ему начислены пени.

Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2018 года с Коробкина К.И. взыскана задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 165199 рублей и пени в размере 9394 руб. 31 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 5 апреля 2019 года принят отказ ИФНС России по г. Костроме от иска в части взыскания с Коробкина К.И. пени, начисленных на задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2014, 2015 годы, в сумме 8849 руб. 15 коп.

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2018 года в части взыскания с Коробкина К.И. пени в сумме 8849 руб. 15 коп. отменено.

Производство по административному делу в данной части прекращено.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Коробкина К.И. - без удовлетворения.

Уточнен размер государственной пошлины, взысканной с Коробкина К.И, указав о взыскании 4514 руб. 88 коп. вместо 4691 руб. 87 коп.

В кассационной жалобе Коробкина К.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 октября 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, в том числе на праве собственности.

На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и второй инстанций, Коробкин К.И. в 2016 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", соответственно, является плательщиком земельного налога за 2016 год.

Налоговым органом налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 31 июля 2017 года N 42464780 об уплате земельного налога за 2016 год в размере 165199 рублей в срок до 1 декабря 2017 года.

В связи с неуплатой налога направлены два требования от 14 декабря 2017 года N 14757 и N 33704 об уплате земельного налога в вышеуказанном размере, пени в размере 545 руб. 16 коп, а также пени по земельному налогу в размере 8849 руб. 15 коп. в срок до 23 марта 2018 года, которое также осталось неисполненным.

Определением мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского района г. Костромы от 24 мая 2018 года отменен судебный приказ мирового судьи о взыскании с Коробкина К.И. земельного налога в размере 165199 рублей, пени в размере 9394 руб. 31 коп, государственной пошлины в размере 2345 руб. 94 коп.

Судами также установлено, что определением Арбитражного суда Костромской области от 15 февраля 2017 года заявление Коробкина К.И. о признании несостоятельным (банкротом) принято к производству.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 24 апреля 2017 года признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 21 ноября процедура реализации имущества должника завершена. Коробкин К.И. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Разрешая предъявленные налоговым органом требования к Коробкину К.И. и удовлетворяя их, суды исходили из того, что поскольку недоимка по земельному налогу за 2016 год у Коробкина К.И. возникла после завершения процедуры банкротства физического лица - не ранее даты получения налогового уведомления от 31 июля 2017 года, направленного в его адрес 28 августа 2017 года со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года, - то предъявленная к взысканию сумма задолженности является текущим платежом.

При этом суд апелляционной инстанции, изучив документы, представленные ИФНС по г. Костроме в Арбитражный суд Костромской области к заявлению о включении в реестр требований кредиторов Коробкина К.И, также указал на то, что налоговым органом заявлены требования лишь по земельному налогу за 2014 и 2015 годы в размере 55076 рублей и 165199 рублей соответственно, пени на указанную недоимку и определением Арбитражного суда Костромской области от 21 ноября 2017 года требование ИФНС в размере 238149 руб. 14 коп. включено в третью очередь реестра требований кредиторов Коробкина К.И.

В кассационной жалобе приводятся доводы о неверном толковании норм материального права, согласно которым моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога. В связи с принятием арбитражным судом в феврале 2017 года его заявления о признании несостоятельным (банкротом) выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что предъявленная к взысканию сумма земельного налога за 2016 год и начисленные на него пени являются текущими платежами, полагает неправильными.

Судебная коллегия приведенный довод находит заслуживающим внимания.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

По смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу.

Применительно к земельному налогу за 2016 год таким днем является дата 31 декабря 2016 года.

Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) Коробкина К.И. возбуждено арбитражным судом 15 февраля 2017 года, т.е. после момента возникновения обязанности по уплате налога, то недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 165199 руб. и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год в размере 8849 руб. 15 коп. не могут относиться к текущей задолженности по обязательным платежам.

Факт невключения указанной задолженности в реестр требований кредиторов Коробкина К.И. не может свидетельствовать о том, что она должна расцениваться в качестве текущей.

Таким образом, предъявленное в суд требование налогового органа к Коробкину К.И. является необоснованным.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции о взыскании соответствующих сумм, а также определение суда апелляционной инстанции в части оставления в силе решения районного суда и уточнения размера государственной пошлины подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований ИФНС по г. Костроме по основаниям, изложенным выше в настоящем определении.

Руководствуясь статьями 327, 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Костромы от 27 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 5 апреля 2019 года в части оставления в силе решения районного суда и уточнения размера государственной пошлины отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Коробкину Константину Ивановичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 165199 рублей, пени в размере 8849 руб. 15 коп, а также государственной пошлины отказать.

 

Председательствующий Е.П. Рахманкина

 

Судьи: О.М. Анатийчук

Е.Д. Смирнова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.