Кассационное определение СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 г. по делу N 8а-1949/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Склярука С.А, судей Зюлина М.А, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 ноября 2019 года кассационную жалобу Комутайтес "данные изъяты" на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 6 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области к Комутайтес В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций (номер дела, присвоенный судом первой инстанции: N 2а-18/2019).

Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области (далее по тексту ИФНС по г. Солнечногорску, налоговый орган, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комутайтес В.В. о взыскании недоимки по налогу и пени.

С учетом уточнения в суде первой инстанции заявленных требований, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 7 297 рублей 23 копейки, образовавшуюся за 2014 год, и пени в размере 132 рублей 02 копеек.

Решением Зеленоградского районного суда города Москвы от 6 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года, указанные уточненные административные требования ИФНС по г. Солнечногорску были удовлетворены.

Не согласившись с данными судебными актами, Комутайтес В.В. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене с принятием по административному делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также о несоответствии выводов судов обстоятельствам, установленным по административному делу.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.11.2019 г. указанная кассационная жалоба административного ответчика передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены судом надлежаще, в связи с чем судебная коллегия определиларассматривать кассационную жалобу в отсутствии сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.

В соответствии с положениями статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2).

Предусмотренные данной нормой процессуального закона основания для отмены обжалуемых судебных постановлений имеются.

Так, как следует из материалов административного дела, 22 сентября 2017 года налоговым органом сформировано и направлено в адрес Комутайтес В.В. налоговое уведомление о необходимости уплаты в срок до 1 декабря 2017 года земельного налога за 2015, 2016 годы и налога на имущество физического лица за 2014 - 2016 годы (принадлежащий административному ответчику жилой дом по адресу: "адрес"

В данном налоговом уведомлении налог на вышеуказанное недвижимое имущество за 2014 год исчислен в сумме 7 328 рублей, и указан ИНН 773503242319.

9 февраля 2018 года административным истцом, в связи с неуплатой Комутайтес В.В. сумм налогов, указанных в вышеназванном налоговом уведомлении, сформировано и направлено административному ответчику требование об уплате налогов на общую сумму 18 398 рублей 23 копейки и пени на общую сумму 193 рубля 09 копеек. В данном требовании налоговым органом указан тот же ИНН, что и в налоговом уведомлении.Не согласившись с заявленными административным истцом требованиями, Комутайтес В.В. были представлены в суд письменные возражения, в которых она указывала, что является "данные изъяты" года, в связи с чем освобождена от уплаты налога на имущество. Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела копией справки об инвалидности и не оспаривалось административным истцом.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представитель административного истца, уточняя заявленные требования, указывал на то обстоятельство, что об имеющейся льготе административный ответчик заявила только в 2018 году, в связи с чем в силу положений пункта 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) перерасчет налога на имущество за 2014 год Комутайтес В.В. произведен быть не может.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 407 НК РФ право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют инвалиды 1 и 2 групп.

В силу пункта 6 данной статьи НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Аналогичная налоговая льгота и порядок её предоставления были предусмотрены Законом Российской Федерации от 9.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действовавшего до 1 января 2015 года (абзац 3 пункта 1 статьи 4, абзац 2 пункта 1 статьи 5).

Согласно пункту 6 статьи 408 НК РФ в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Удовлетворяя уточненные требования налогового органа, суд пришел к выводу о том, что об имеющейся налоговой льготе административным ответчиком было заявлено впервые в 2018 году, в силу чего перерасчет начисленного ей за 2014 год налога на имущество физических лиц произведен быть не может, исходя из приведенных положений пункта 6 статьи 408 НК РФ.

С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, однако указанные выводы судов не соответствуют установленным по административному делу обстоятельствам.

Так согласно материалам дела вышеуказанный объект недвижимого имущества находится в собственности административного ответчика с 2010 года.

Возражая против удовлетворения административного иска, Комутайтес В.В. в своих письменных объяснениях указывала, что ранее предоставляла в налоговые органы документы, подтверждающие наличие у неё льготы, в связи с чем до 2017 года налог по данному объекту недвижимости ей не начислялся. Начисление же в 2017 году налога было обусловлено тем, что в связи с допущенной налоговыми органами ошибкой ей был присвоен второй ИНН, по которому соответствующая льгота не была отражена.

Данные объяснения административного ответчика соотносятся с представленными в материалах дела письменными доказательствами.

В частности, как указывалось выше, налоговое уведомление от 22.09.2017 г. и требование от 9.02.2018 г. были сформированы административным истцом на имя Комутайтес В.В. с указанием ИНН "данные изъяты".

При этом согласно имеющемуся в материалах дела ответу ИФНС N35 по г. Москве от 15.01.2019 г. на обращение Комутайтес В.В, вышеуказанный ИНН был признан недействительным.

Исходя из представленных административным истцом в суд первой инстанции письменных объяснений, все объекты недвижимости, принадлежащие административному ответчику, отражены на ИНН "данные изъяты".

Судами данным обстоятельствам не было дано какой-либо оценки, а также не истребована у административного истца и налогового органа по месту регистрации Комутайтес В.В. информация о том, имеются ли сведения о ранее заявленных административным ответчиком льготах по ИНН "данные изъяты", а также начислялся ли налог в отношении вышеуказанного жилого дома по данному ИНН в период с 2010 по 2013 годы, и если не начислялся, то почему.

С учетом указанных обстоятельств принятые по административному делу судебные акты, обжалуемые административным ответчиком, не могут быть признаны законными и обоснованными, в силу чего подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как содержащиеся в данных судебных актах выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 6 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Зеленоградский районный суд города Москвы.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.