Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агаркова Владимира Георгиевича на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 01 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Агаркова Владимира Георгиевича к Управлению Росреестра по Московской области (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-73/2019г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Титова Б.Б, действующего на основании доверенности N от 27 декабря 2019 года, сроком по 31 декабря 2020 года, судебная коллегия, установила:
Агарков В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 12 октября 2018 года N МО-18/РКФ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков и регистрации права собственности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью N кв.м, с кадастровым N, с разрешенным видом использования: для ведения садоводства, расположенный по адресу: "адрес", участок N. Им принято решение о разделе данного земельного участка на два земельных участка: площадью N кв.м, кадастровый N, и площадью N кв.м, кадастровый N. Он обратился в Управление Росреестра по "адрес" с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет и регистрации права собственности на два образованных земельных участка с одновременным прекращением права собственности на исходный земельный участок. Для этого им были представлен пакет необходимых документов. 12 октября 2018 года административным ответчиком принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, поскольку не были устранены замечания, изложенные в уведомлении о приостановлении от 07 августа 2018 года. Основаниями для приостановления и последующего отказа в совершении регистрационных действий послужило не соответствие вновь образуемых земельных участков требованиям минимальной площади, установленной законом и не указание адреса земельных участков. Полагает, что решение административного ответчика является незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Решением Хорошевского районного суда г.Москвы от 01 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Агаркову В.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 июля 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных решений с принятием нового решения. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражал, полагал, что судами постановлены законные и обоснованные решения.
Другие лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что Агаркову В.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью N кв.м, с кадастровым N, с разрешенным видом использования: для ведения садоводства, расположенный по адресу: "адрес", участок N. Им принято решение о разделе данного земельного участка на два земельных участка: площадью N кв.м, кадастровый N, и площадью N кв.м, кадастровый N.
27 июня 2018 года Агарковым В.Г. в Управление Росреестра по "адрес" поданы заявления о постановке на кадастровый учет вновь образуемых при разделе земельных участков, регистрации права собственности на эти участки с одновременным прекращением права собственности на исходный земельный участок.
К заявлениям им были приложены межевой план, решение собственника о разделе земельного участка.
Уведомлением от 12 июля 2018 года N Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" приостановило осуществление кадастрового учета по тем основаниям, что межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". Вновь образуемые земельные участки не соответствуют требованиям к предельным (минимальным и максимальным) размерам площади, установленным законодательством. В нарушение пункта 49 Требований при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка заполняется строка "Местоположение земельного участка" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в нарушение пункта 58 Требований не обеспечен доступ к земельному участку (проход, проезд), в том числе путем установления сервитута. ЗУ1 не обеспечен землями общего пользования.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" N N от 12 октября 2018 года Агаркову В.Г. отказано в осуществлении кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о регистрации - неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято в рамках предоставленной административному ответчику компетенции, порядок принятия решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они являются законными и обоснованными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Оценка доказательствам дана судами в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Действующей до 1 марта 2015 года статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества устанавливались законами субъектов Российской Федерации.
Положениями части 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу данного Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 21 июля 2015 года N 0742/14-03/2015 установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Чеховского муниципального района, в соответствии с которым минимальный размер земельного участка, предоставленный для садоводства не должен быть менее 600 кв.м.
Кроме того Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России 20 января 2016 N 40651) утверждены требования к подготовке межевого плана (далее Требования).
В силу пункта 49 Требований сведения об адресе земельного участка вносятся в реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса земельного участка, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения, и аннулирования адресов", адрес земельного участка указывается в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения, реквизиты данного документа указываются в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка заполняется строка "Местоположение земельного участка" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение земельного участка с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (например, город, село), улицы (например, проспект, шоссе, переулок, бульвар).
В строке "Дополнительные сведения о местоположении земельного участка" указывается не структурируемая в соответствии с ФИАС часть сведений о местоположении земельного участка (при наличии).
Если земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и отсутствует возможность указания в строке "Местоположение объекта недвижимости" сведений в структурированном в соответствии с ФИАС виде, в строке "Дополнительные сведения о местоположении земельного участка" указывается номер земельного участка и (при наличии) наименование соответствующего садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, содержащиеся в проекте межевания территории либо в проекте организации и застройки садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утвержденного до 1 января 2018 года, либо в ином документе, устанавливающем распределение земельных участков между членами садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. В случае отсутствия в указанных документах сведений о наименовании садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо в случае изменения его наименования, а также организационно-правовой формы такие сведения указываются на основании актуальной в период выполнения кадастровых работ выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. В отношении лесных участков в указанной строке указываются: наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номера лесных кварталов, к которым относится лесной участок.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что в нарушение приведенных выше положений законов в результате раздела земельного участка с разрешенным видом использования для ведения садоводства Агарков В.Г. просил поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на два участка площадью 423 кв.м. и 427 кв.м, что не соответствует минимальным размерам земельных участков, предоставляемых для садоводства на территории Чеховского муниципального района.
Кроме того, в нарушение требований закона в межевом плане предоставленным истцом в графе адрес земельных участков указано: "адрес".
При таких обстоятельствах, у административного ответчика имелись основания для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета и в дальнейшем в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, для принятия решения об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации прав на них.
Доводы кассационной жалобы, по сути, сводятся к несогласию автора с выводами судебных инстанций, при этом их не опровергают, основаны на неверном толковании положений законов и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения судебных решений не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда города Москвы от 01 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агаркова Владимира Георгиевича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.