Кассационное определение СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 г. по делу N 8а-3066/2019

 

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мельника Сергея Викторовича на решение Московского районного суда г.Твери от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 07 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Мельника Сергея Викторовича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе России N 10 по Тверской области о признании незаконными действий о постановке на налоговый учет, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-972/2019г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения административного истца Мельника С.В, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика Федоровой Т.В, действующей по доверенности N, выданной 13 января 2020 года, сроком на один год, судебная коллегия, установила:

Мельник С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службе России N 10 по Тверской области о признании незаконными действий по постановке его на налоговый учет 02 августа 2018 года с 22 августа 2008 года в качестве "данные изъяты", занимающегося частной практикой и требований N, N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

В обоснование иска административный истец указал, что деятельность его в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена 12 марта 2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно уведомлению N от 02 августа 2018 года он поставлен на учет в налоговом органе 22 апреля 2008 года в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, с присвоением ОГРНИП N. Уведомление о постановке его на учет 22 августа 2008 года в качестве "данные изъяты", занимающегося частной практикой, было направлено налоговым органом в 2018 году. Согласно ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" осуществлять "данные изъяты" деятельность в форме "индивидуальный предприниматель" запрещено. Однако налоговая служба ставит его на учет 02 августа 2018 года (когда он уже исключен из "данные изъяты") задней датой 22 апреля 2008 года в качестве "данные изъяты", занимающегося частной практикой, с присвоением ОГРНИП при том, что осуществлять "данные изъяты" деятельность в форме ИП законом запрещено. Полагает, что требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов не соответствуют по содержанию требованиям закона. Задолженности у него не имелось, и оснований для их направления не было.

Решением Московского районного суда г.Твери от 23 мая 2019 года Мельнику С.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 07 августа 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Мельник С.В. ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных решений с принятием нового решения. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

В судебном заседании Мельник С.В. кассационную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.

Представитель административного ответчика против доводов жалобы возражала, полагала постановленные судебные решения законными и обоснованными.

Другие лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Из материалов дела следует, что в августе 2018 года Мельником С.В. были получены письма из межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 10 по Тверской области, содержащие уведомление N от 02 августа 2018 года о постановке на учет физического лица в налоговом органе и требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07 августа 2018 года.

Требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 сентября 2018 года направлено Мельнику С.В. через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Налоговым органом в требованиях указано о необходимости уплаты начисленных страховых взносов за 2017 год: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 23400 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4590 рублей; за период с 01 января по 12 июля 2018 года: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 14128 рублей 79 копеек и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в сумме 3108 рублей 39 копеек, пени 1608 рублей 06 копеек.

Мельник С.В. с 22 апреля 2008 года по 12 июля 2018 года являлся членом саморегулируемой организации оценщиков СРО "РОО".

В соответствии с пунктом 6 статьи 83 НК РФ Мельник С.В. поставлен на учет в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 10 по Тверской области в качестве "данные изъяты", занимающегося частной практикой.

Основанием для постановки на учет члена саморегулируемой организации "данные изъяты" ("данные изъяты") Мельника С.В. в качестве частнопрактикующего "данные изъяты" с 22 апреля 2008 года послужили поступившие 01 августа 2018 года через единую систему межведомственного электронного взаимодействия сведения из Росреестра, содержащие данные о членах "данные изъяты".

Уведомление о постановке на учет N было сформировано в автоматизированном режиме и направлено 06 августа 2018 года почтовым отправлением в адрес Мельника С.В.

С 01 января 2017 года функция регистрации плательщика страховых взносов передана налоговым органам. Федеральная налоговая служба ведет учет как плательщиков, зарегистрированных в качестве страхователя после указанной даты, так тех, кто состоял на учете в фондах до 01 января 2017 года.

В соответствии со статьей 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика по месту его жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве занимающегося частной практикой оценщика (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Согласно пункту 6 статьи 83 НК РФ постановка на учет занимающихся частной практикой оценщиков осуществляется налоговым органом по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, направляемых в соответствии с пунктом 4.1 статьи 85 Кодекса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. В этот же срок налоговый орган обязан выдать указанным лицам уведомление о постановке на учет (пункт 6 статьи 83, пункт 2 статьи 84, пункт 4 статьи 85 НК РФ).

Согласно статьи 3 Федерального закона N135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного закона, осуществляющие оценочную деяельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона N 135-ФЗ.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом налогообложения страховыми взносами для плательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ признается осуществление предпринимательской либо профессиональной деятельности.

Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80-ти лет и т.д, указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 ФЗ от 28 декабря 2013г. N 400ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 НК РФ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкрентном расчетном периоде.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика возникает с момента приобретения соответствующего статуса и до момента исключения из СРО.

Ранее аналогичная норма была закреплена в статье 14 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года, в соответствии с которой оценщик, занимающийся частной практикой, признавался плательщиком страховых взносов в фиксированном размере и обязан был уплачивать страховые взносы независимо от наличия доходов от предпринимательской деятельности.

Согласно cтатьи 24 Закона N 135-ФЗ членство в СРО прекращается коллегиальным органом управления СРО, в том числе на основании заявления оценщика о выходе из членов СРО. При этом СРО не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства оценщика, обязан направить копию такого решения уполномоченному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов СРО.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ индивидуальные предприниматели, а также иные лица, занимающиеся частной практикой, в том числе оценщики, должны заплатить страховые взносы за 2017 год в фиксированном размере не позднее 31 декабря 2017 года, но поскольку данная дата приходится на выходной день, срок уплаты переносится на первый рабочий день 09 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ в случае, когда величина дохода плательщика, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам не превышает 300000 рублей за расчетный период 2017 года, сумма страховых взносов, подлежащая уплате, составляет: обязательное пенсионное страхование 23400 рублей обязательное медицинское страхование 4590 рублей; за расчетный период 2018 года, сумма страховых взносов, подлежащая уплате, составляет: обязательное пенсионное страхование 26545 рублей, обязательное медицинское страхование 5840 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

В силу пунктов 8 и 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также применяются в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав приведенные положения законов, пришли к правильному выводу о законности действий налогового органа по постановке Мельника С.В. на налоговый учет с 22 августа 2008 года в качестве оценщика, занимающегося частной практикой и направлению ему требований N, N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела и подтверждаются доказательствами, которым судами дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.

Судами правильно применены нормы материального и процессуального права. Нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановленных судебных решений в кассационном порядке, допущено не было.

Доводы кассационной жалобы, по сути, сводятся к несогласию автора с выводами судов, однако их не опровергают, основываются на неправильном толковании положений закона.

То обстоятельство, что Мельник С.В. фактически не осуществлял "данные изъяты" деятельность, не влечет освобождение его от обязанностей по уплате страховых взносов в соответствии с требованиями закона. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве "данные изъяты", занимающегося частной практикой, и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Доводы о нарушении судом первой инстанции положений статьи 177 КАС РФ и неоглашении резолютивной части решения по окончании рассмотрения дела опровергаются материалами дела, в частности протоколом судебного заседания.

После выхода судьи из совещательной комнаты аудиопротоколирование не велось по причине неявки участников процесса на оглашение резолютивной части, что согласуется с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (пункт 65).

Оснований перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих отмену решений по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Московского районного суда г.Твери от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 07 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельника Сергея Викторовича без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.