Определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2020 г. по делу N 8Г-5100/2019

 

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего ФИО15 Л.Н, судей ФИО16 Е.В, ФИО17 Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО18 Павла Федоровича к отделу социальной защиты населения "адрес" района г. Москвы об обязании выдать путевку на санаторно-курортное лечение, обязании предоставить информацию, взыскании денежных средств

по кассационной жалобе ФИО18 Павла Федоровича на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2019 г.

Заслушав доклад судьи ФИО15 Л.Н, объяснения представителя ОСЗН "адрес" района г. Москвы ФИО21 Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО18 П.Ф. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на отдел социальной защиты населения "адрес" района г. Москвы (далее - ОСЗН "адрес" района г. Москвы, ОСЗН) обязанность выдать ему путевку на санаторно-курортное лечение, предоставить информацию об очереди на санаторно-курортное обеспечение инвалидов Великой отечественной войны.

В обоснование иска ФИО18 П.Ф. ссылался на то, что он является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей и инвалидом II группы по общему заболеванию, в связи с чем имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением не менее одного раза в год. 2 февраля 2016 г. ему была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение, содержащая рекомендации о проведения лечения в Краснодарском крае в сезон - зима, весна, осень. 4 февраля 2016 г. он принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением как инвалид II группы, однако, по мнению ФИО18 П.Ф, он имеет право на первоочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение как бывший несовершеннолетний узник концлагерей. Между тем ответчик незаконно отказывает ему в выдаче путевки по данной категории.

Помимо того, ФИО18 П.Ф. просил возместить ему расходы, понесенные на самостоятельное приобретение билетов к месту санаторного лечения за 2016 - 2018 годы.

Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2018 г. в удовлетворении исковых требований ФИО18 П.Ф. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 377 ГПК РФ, кассационная жалоба подана через Коптевский районный суд г. Москвы 27 ноября 2019 г. и поступила вместе с делом во Второй кассационный суд общей юрисдикции 3 декабря 2019 г.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО15 Л.Н. от 10 декабря 2019 г. кассационная жалоба ФИО18 П.Ф. принята к производству суда и передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В заседании судебной коллегии кассационного суда представитель ОСЗН "адрес" района г. Москвы по доверенности ФИО21 Т.В, против доводов кассационной жалобы возражала, просила оставить судебные постановления без изменения.

Истец ФИО18 П.Ф, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явился, просил отложить дело слушанием, ссылаясь на необходимость подготовки правовой позиции по делу.

В силу части 4 статьи 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

Обязанности суда направить лицам, участвующим в деле, иным лицам судебные извещения и вызовы корреспондирует обязанность лиц, участвующих в деле, известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1 статьи 167 ГПК РФ).

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Согласно п. 67 названного Постановления, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

ФИО18 П.Ф. о назначенном на 21.01.2020 г. кассационном рассмотрении дела с его участием извещался надлежаще и заблаговременно посредством направления ему почтовой корреспонденцией судебного извещения по адресу, указанному им в кассационной жалобе. Однако судебное извещение (почтовый идентификатор N от 30.12.2019 г.) возвращено в суд 13.01.2020 г. по истечении срока хранения.

Из телефонограммы от 20.01.2020 г. явствует, что о наличии почтовой корреспонденции на его имя ФИО18 П.Ф. знал, но за её получением не обращался. Объективных данных, свидетельствующих о невозможности явиться в заседание суда кассационной инстанции, не представил. Ссылка ФИО18 П.Ф. на необходимость подготовить правовую позицию по делу, является неубедительной, принимая во внимание, что он является истцом по делу и заявителем кассационной жалобы.

На основании части 5 ст. 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО18 П.Ф.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 ГПК РФ).

Такого характера существенных нарушений норм материального и норм процессуального права при разрешении настоящего спора не допущено.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

Согласно пункту 1.1 части 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам льготных категорий, имеющих место жительства в г. Москве, регламентируется постановлением Правительства Москвы от 1.08.2009 г. N 755-ПП "О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (вместе с "Положением о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", "Положением о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения в соответствии с Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы", "Положением о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве", "Положением о порядке предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве").

Распределение путевок производится в соответствии с названным постановлением Комиссией по распределению путевок УСЗН района с учетом медицинских показаний к санаторно-курортному лечению (сезон, место и профиль лечения) и даты постановки на учет для получения санаторного лечения.

Пунктом 1.2 Положения определяется порядок предоставления органами социальной защиты населения г. Москвы при наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения санаторно-курортных путевок следующим федеральным льготным категориям граждан:

1. Инвалиды войны;

- участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;

- приравненные к инвалидам войны:

- военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п. 3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ);

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2. Участники Великой Отечественной войны;

3. Ветераны боевых действий;

4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

8. Инвалиды, в том числе:

- инвалиды I группы, - инвалиды II группы, - инвалиды III группы;

9. Дети-инвалиды;

10. Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

В первоочередном порядке бесплатные санаторно-курортные путевки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. и участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

В соответствии с Положением "О порядке предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве" федеральные льготники, при наличии права на получение социальной услуги, предусмотренной пп. 2 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, обеспечиваются бесплатным проездом к месту лечения и обратно на следующих видах междугородного транспорта: железнодорожном транспорте (поезда и вагоны всех категорий, за исключением скоростных поездов и вагонов повышенной комфортности), авиационном транспорте (экономический класс), водном транспорте (третья категория), автомобильном транспорте общего пользования.

Предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем возмещения гражданам расходов на оплату проездных документов до места лечения и обратно.

Возмещение гражданам расходов на оплату проездных документов до места лечения и обратно производится на основании следующих документов: личного заявления; паспорта или другого документа, удостоверяющего личность обратившегося и его место жительства в г. Москве; подлинников проездных документов (билетов) с указанием реквизитов, подтверждающих проезд гражданина к месту лечения и обратно (пункт отправления, пункт назначения, дата поездки, стоимость проезда); справки о пребывании в санатории (для граждан, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения, получивших путевки в других организациях); справки о пребывании в медицинском учреждении на лечении (для граждан, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения, находившихся на лечении по направлению органов здравоохранения); справки (сведений) Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о праве на получение социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ 17.07.1999 г. N 178-ФЗ (для лиц, указанных в п. 1.1 настоящего Положения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО18 П.Ф. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно.

02.02.2016 г. истцу Городской поликлиникой N N Департамента здравоохранения г. Москвы выдана справка N N (форма 070/у) о наличии у ФИО18 П.Ф. медицинских показаний для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Предпочтительное место лечения определено в Краснодарском крае, в сезоны - зима, весна, осень (л.д. 126).

На основании указанной справки ФИО18 П.Ф. на основании его личного заявления от 04.02.2016 г. постановлен Управлением социальной защиты населения на учет для получения санаторно-курортной путевки по категории - "инвалид II группы", рекомендуемые профили: заболевание сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, заболевания системы кровообращения (л.д. 127, 128, 116).

Из представленной органом социальной защиты населения индивидуальной справки в отношении ФИО18 П.Ф. и приложенных к ней документов (л.д. 116 - 117) следует, что в период с 26.01.2017 г. до 28.06.2018 г. истцу неоднократно предлагались путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями врача по профилю заболеваний и сезонам пребывания.

Так, в 2017 году истцу было предложено 7 путевок в санатории: " "данные изъяты"" с датой заезда 09.02.2017 г, " "данные изъяты"" с датами заездов 14.02.2017 г. либо 17.02.2017 г, " "данные изъяты"" с датой заезда 16.01.2018 г, " "данные изъяты"" с датами заездов 10.01.2018 г. либо 31.01.2018 г, " "данные изъяты"" с датой заезда 06.02.2018 г.

В 2018 году ФИО18 П.Ф. предложены путевки в санаторий " "данные изъяты"" с датой заезда 03.10.2018 г, пансионат " "данные изъяты"" с датой заезда 20.09.2018г.

Однако от предложенных вариантов истец отказался ввиду того, что его не устроили предложенные санатории либо по личным причинам, что подтверждено, в том числе актами, составленными сотрудниками ОСЗН "адрес" района г. Москвы (л.д. 122 - 124).

По данным внутренней системы ОСЗН "Регистрация запросов заявителей" ФИО18 П.Ф. разъяснялся порядок получения санаторно- курортных путевок, в том числе сообщалось, что к числу лиц, имеющих право на первоочередное получение путевки на санаторно-курортное лечение он не относится и имеет право на получение путевки в порядке общей очереди (л.д. 118 - 121).

В обоснование заявленных требований ФИО18 П.Ф. ссылался также на то, что он является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, что установлено вступившими в законную силу решениями Коптевского районного суда г. Москвы от 17.05.2005 г. и 03.12.2014 г, указывал, что за период с 2016 по 2018 гг. им было самостоятельно затрачено "данные изъяты" руб. (включая расходы на проезд к месту лечения и проживание в санаториях) для обеспечения рекомендуемого лечения по профилю заболевания (л.д. 89, 90 - 93).

Разрешая при таких обстоятельствах спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО18 П.Ф.

При этом суд исходил из того, что право истца на получение санаторно-курортного лечения как инвалиду II группы ответчиком не нарушено ввиду своевременного предоставления путевок по возможным вариантам с учетом медицинских показаний, профиля заболеваний, сезона и места получения лечения, от которых ФИО18 П.Ф. отказывался в силу личных причин.

Судом обоснованно указано на то, что правом первоочередного обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в силу закона истец не обладает.

Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом расходов на оплату за самостоятельно приобретенные билеты к месту лечения, суд исходил из того, что вопрос о выплате названной компенсации носит заявительный характер; доказательств, подтверждающих тот факт, что ФИО18 П.Ф. обращался в ОСЗН "адрес" района г. Москвы с подобным заявлением с приложением проездных документов, в материалы дела не представлено.

Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами согласилась, оставив без изменения.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными, соответствующими представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречащим требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Приведенный ФИО18 П.Ф. в кассационной жалобе довод о том, что он имеет право на первоочередное получение бесплатной санаторно-курортной путевки, является неубедительным.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.

Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у истца статуса инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. или участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг, в суды первой и апелляционной инстанций не представлено.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 N 452 "Об удостоверении о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" и пункта 1 принятого в его развитие приказа Минтруда России от 04.09.2013 N 445н "Об утверждении Порядка оформления, выдачи и учета удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, является Удостоверение о праве на меры социальной поддержки.

Однако сведения о том, что ФИО18 П.Ф. в установленном законом порядке выдавалось такое удостоверение, в материалах дела отсутствуют. На наличие у него такого удостоверения ФИО18 П.Ф. не ссылался.

Приведенный в жалобе довод ФИО18 П.Ф. о том, что суд первой инстанции необоснованно удалил его из зала судебного заседания во время разбирательства дела, чем нарушил его право на судебную защиту, подлежит отклонению как несостоятельный.

В силу ст. 159 Гражданского процессуального кодекса РФ лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение.

При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его. В последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.

Так, в протоколе судебного заседания от 21.11.2018 г. имеются сведения о том, что суд неоднократно делал ФИО18 П.Ф. замечания о недопустимости нарушения порядка в судебном заседании, истец предупреждался о возможности удаления из зала судебного заседания в случае повторного нарушения, однако на замечания суда истец не реагировал, в связи с чем протокольным определением суда от 21.11.2018 г. ФИО18 П.Ф. был удален из зала суда за нарушение регламента судебного заседания.

Рассмотрение дела в отсутствие истца, удаленного из зала судебного заседания за неоднократное нарушение регламента судебного заседания, не повлекло нарушение права ФИО18 П.Ф. на судебную защиту, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом было оглашено исковое заявление ФИО18 П.Ф, исследованы представленные сторонами по делу доказательства, что отражено в протоколе судебного заседания (л.д. 171), доказательства получили оценку в судебном решении. Помимо того, истец не был лишен права на апелляционное и кассационное обжалование судебных актов и этим правом воспользовался.

Следует учесть, что в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Таким образом, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Соответственно право ФИО18 П.Ф. на получение санаторно-курортного лечения может быть реализовано в соответствии с положениями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд также пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на орган социальной защиты обязанности выплатить истцу компенсацию за самостоятельно приобретенные им билеты к месту отдыха, поскольку с таким заявлением ФИО18 П.Ф. в орган социальной защиты не обращался, соответствующие документы для рассмотрения не предоставлял.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда и определения судебной коллегии, не допущено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Коптевского районного суда г. Москвы от 21 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО18 Павла Федоровича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.