Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Андреева Алексея Сергеевича на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 5 февраля 2019 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 5 июня 2019 г. по административному делу N 2а-41/2019 по заявлению военнослужащего войсковой части 1 "звание" Андреева Алексея Сергеевича об оспаривании действий командира войсковой части 2, связанных с определением порядка обеспечения административного истца денежным довольствием и размером этого довольствия.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Бабошкина П.И, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 5 февраля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 5 июня 2019г, отказано в связи с пропуском срока обращения в суд в удовлетворении заявленных Андреевым А.С. требований о признании незаконными действий командира войсковой части 2, связанных с порядком обеспечения административного истца денежным довольствием за период с 6 по 10 сентября 2018 г, и возложении на указанное должностное лицо обязанности произвести перерасчёт в целях доплаты денежного довольствия за этот период.
При этом в части требований Андреева А.С, связанных с порядком обеспечения его денежным довольствием за период со 2 сентября 2016 г. по 6 сентября 2018 г. производство по делу прекращено определением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 5 февраля 2019 г.
В поданной 21 октября 2019 г. кассационной жалобе Андреев А.С. просит отменить постановленные по административному делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы административный истец излагает имеющие декларативный характер нормы Конституции Российской Федерации, иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, приводя при этом сходные с изложенными им ранее в апелляционной жалобе собственные анализ и толкование отдельных положений Федеральных законов от 27.05.1998 N 76 "О статусе военнослужащих", от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", по итогам чего настаивает на необоснованности выводов судов о наличии оснований для применения в деле процессуальных последствий пропуска срока, предусмотренного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспоренные им действия должностного лица носили характер длящихся.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не установлено.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 и частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения указанного срока возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 N 1237, предусмотрено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что проходивший военную службу в войсковой части 2 Андреев А.С. с 10 сентября 2018 г. исключён из списков личного состава указанной воинской части. При этом денежным довольствием за сентябрь 2018 г. он в порядке реализации приведённых выше требований Положения о порядке прохождения военной службы обеспечен 12 числа указанного месяца.
Таким образом, о предполагаемом нарушении его права на получение денежного довольствия в размере, превышающем объём фактически произведённых выплат, Андрееву А.С. стало известно не позднее 12 сентября 2018 г. Поэтому именно с указанной даты, как это верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, подлежит исчислению установленный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд с административным исковым заявлением. В то же время, правоотношения между административным истцом и войсковой частью 2, а также её должностными лицами, прекращены ещё раньше, - 10 сентября 2018 г, что указывает на несостоятельность утверждения административного истца о том, что они могли носить длящийся характер после наступления даты, являющейся началом течения срока, предусмотренные законом процессуальные последствия пропуска которого применены судом.
Поскольку Андреев А.С. обратился с административным исковым заявлением в суд 12 января 2019 г, то есть с пропуском установленного законом в три месяца процессуального срока, не представив при этом каких-либо данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска указанного срока, суды правомерно, со ссылкой на часть 5 статьи 180 и часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые Ростовским-на-Дону гарнизонным военным судом и Северо-Кавказским окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке. Эти доводы по своей сути получили надлежащую оценку при рассмотрении апелляционной жалобы административного истца и правомерно отвергнуты с приведением убедительных мотивов.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 5 февраля 2019 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 5 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Андреева Алексея Сергеевича ставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.Л. Лядов
Т.Г. Гусейнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.