Постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 34-6 "О направлениях работы торгово-промышленных палат в сфере законотворчества на период 2004 - 2008 гг."

Постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 34-6
"О направлениях работы торгово-промышленных палат в сфере законотворчества на период 2004 - 2008 гг."


1. Информацию о направлениях работы торгово-промышленных палат в сфере законотворчества на период 2004 - 2008 гг. и о ходе выполнения постановления Правления Торгово-промышленной палаты РФ "Об участии Торгово-промышленной палаты в федеральном законодательном процессе" принять к сведению (прилагается).

2. Одобрить работу, проделанную Департаментом по законодательству по разработке Концепции правовой политики ТПП РФ на период 2004 - 2008 гг.

Рекомендовать территориальным торгово-промышленным палатам, союзам и ассоциациям предпринимателей - членам ТПП РФ, комитетам ТПП РФ до 30 января 2004 года направить в Департамент по законодательству планы законопроектных работ на 2004 год, предложения по совершенствованию законодательства, разрабатываемые и готовящиеся к внесению законопроекты для учета в Концепции правовой политики ТПП РФ на 2004 - 2008 гг. и организации взаимодействия и взаимопомощи в законотворческой деятельности.

3. Считать приоритетной задачей усиление реального влияния ТПП РФ на решения, принимаемые Парламентом, Правительством, министерствами и ведомствами по вопросам экономики, социальной политики и предпринимательства. С этой целью развивать систему взаимного информирования, настойчиво искать пути и формы координации действий в законодательном процессе.

Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) организовать на основе современных информационных технологий систему участия в законотворческой деятельности заинтересованных лиц и организаций с целью получения квалифицированных экспертных оценок, сбора замечаний и предложений на ранних стадиях разработки законопроектов.

4. Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) продолжить работу по оперативному информированию членов ТПП РФ о ходе и результатах законодательного процесса.

5. Обратить внимание территориальных торгово-промышленных палат, союзов и ассоциаций предпринимателей - членов ТПП РФ, комитетов ТПП РФ на недостаточное использование возможностей Департамента по законодательству по координации и методической помощи в работе по созданию нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации.

Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) продолжить поиск форм и методов практической помощи территориальным торгово-промышленным палатам, союзам и ассоциациям предпринимателей - членам ТПП РФ, комитетам ТПП РФ по вопросам законотворческой деятельности, включая разработку модельных законодательных актов.

6. Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) разработать порядок взаимодействия подразделений ТПП РФ, территориальных торгово-промышленных палат, союзов и ассоциаций предпринимателей - членов ТПП РФ, комитетов ТПП РФ в законодательном процессе и до 23 января 2004 года внести документ, определяющий порядок работы над законопроектами в системе ТПП РФ.

7. Предложить территориальным торгово-промышленным палатам, в качестве практической помощи, осуществлять стажировки в Департаменте по законодательству по индивидуальным планам сотрудников территориальных торгово-промышленных палат из числа специалистов-юристов, занимающихся законопроектной работой.

8. Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) организовать в феврале-марте 2004 года встречи Президента ТПП РФ, Старшего вице-президента ТПП РФ и вице-президентов ТПП РФ с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с целью определения перспектив сотрудничества по вопросам законотворчества.

9. Территориальным торгово-промышленным палатам принять меры, направленные на установление деловых контактов с депутатами Государственной Думы Российской Федерации и депутатами законодательных собраний субъектов Российской Федерации, с целью выработки механизма сопровождения законопроектов по вопросам предпринимательства.

10. Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) усилить мониторинг наиболее значимых законодательных инициатив в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, организовать своевременное информирование руководства ТПП РФ о тенденциях развития законодательного процесса с целью своевременного реагирования на возникающие проблемы и ситуации.

11. Считать приоритетной задачей Департамента по законодательству обеспечение рассмотрения и принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

12. Обратить внимание Департамента по законодательству (Исаков В.Б.) на недостаточное использование возможностей средств массовой информации:

- по созданию позитивного общественного мнения в отношении нормативных правовых актов, которые по своему содержанию отвечают государственным интересам и положительно влияют на развитие экономики и предпринимательства;

- на привлечение внимания широких слоев общественности к законопроектам, противоречащим интересам предпринимательского сообщества.

13. Департаменту по законодательству (Исаков В.Б.) совместно с Хабаровской территориальной торгово-промышленной палатой подготовить законопроект, регулирующий порядок лесозаготовок и обеспечить его внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

14. Постановление Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации N 25-4 от 8 октября 2002 года "Об участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в федеральном законодательном процессе" считать выполненным и снять с контроля.

15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-президента ТПП РФ Исакова В.Б.


Председатель Президиума Правления
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации

Е.М.Примаков


24 декабря 2003 г.

N 34-6


Приложение


Информация
об итогах законопроектной работы в 2003 году и приоритеты на 2004 год


В течение 2003 года вся работа Департамента по законодательству проводилась по двум основным направлениям, которые были определены как приоритетные.

Первое направление - это активное участие Торгово-промышленной палаты РФ в законотворческом процессе проводимым в стране в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Эта работа была подчинена поставленной Президентом РФ задаче - подготовке всех правовых механизмов к вступлению в ВТО. Осуществляя всестороннюю поддержку в решении этой задачи, Департамент принял активное участие в рабочих группах и комиссиях по подготовке целого ряда законопроектов, в частности, таких как:

Таможенный кодекс РФ, в содержание которого не без влияния ТПП РФ были внесены положения, отвечающие требованиям Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и интересам добросовестных предпринимателей-участников внешнеторговой деятельности. Правовые новеллы Кодекса создают возможность использовать упрощенные формы таможенного оформления для некоторых предпринимателей. Предстоит договориться с ГТК России об использовании с этой целью Реестра надежных партнеров, который ведет ТПП РФ;

Федеральный закон "О техническом регулировании", в ходе разработки которого удалось добиться того, что в своих основных положениях он отвечает требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в предпринимательской деятельности. Принятие данного закона означает радикальное изменение системы стандартизации и сертификации в стране. Вместо многочисленных ГОСТов предстоит разработка небольшого числа технических стандартов в форме федеральных законов. Стандарты становятся добровольными, но они должны отвечать уровню лучших зарубежных образцов;

Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" - в его содержании была проведена идея освободить правительство от лишних функций, что должно более полно отвечать задаче развития рыночных отношений и тем самым способствовать более эффективному развитию экономики. В целях укрепления некоторых позиций законопроекта в дополнение к нему разработаны поправки в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Их принятие позволит расширить права некоммерческих организаций, определить обязанности государственных органов по сотрудничеству с некоммерческими организациями, нормативно оформить права данного вида организаций на содействие выполнению государственных функций и тем самым расширить права широких слоев общественности участвовать в делах государства. Данный законопроект позитивно отразится на положении торгово-промышленных палат в государственной системе;

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ". При подготовке этого законопроекта удалось отстоять целый ряд позиций ТИП РФ, в частности, об оплате труда, исключить из проекта закона положения, которые необоснованно ущемляли права работодателей и другие.

Кроме указанных нормативных правовых актов, Департамент принимал участие в разработке многих законопроектов, действующих в области регулирования валютной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности.

Несмотря на то, что в основных положениях российское законодательство в области прав интеллектуальной собственности сегодня соответствует основным положениям базовых многосторонних международных договоров, таких как Парижская и Бернская конвенция, а также Соглашению "О торговых аспектах интеллектуальной собственности" (ТРИПС), российское законодательство об интеллектуальной собственности нуждается в развитии и совершенствовании. В этой связи Департаментом проводилась работа над законопроектами о контрафактной продукции, правовой охране топологий интегральных микросхем, товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, патентах.

В ходе взаимодействия с различными структурными подразделениями Государственной Думы подготовлены заключение по проекту федерального закона "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации" и предложения по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и Федеральный закон "Об обороне". Ведется экспертная работа по доработке проекта федерального закона "О государственной поддержке экспорта высокотехнологичной продукции и о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Палатой подготовлен инициативный вариант законопроекта "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

К сожалению, не всегда действия сотрудников Департамента бывают успешными. Не удалось отстоять позицию ТПП РФ в ходе работы над проектом федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В результате в его содержание включена норма (ст.28 о предотгрузочной инспекции), которая, на наш взгляд, противоречит национальным интересам и интересам торгово-промышленных палат, не соответствует требованиям Соглашения ВТО.

Не удалось преодолеть трудности, возникшие в связи с внесением в Государственную Думу проекта федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". В настоящее время данный законопроект доработан, полученные замечания учтены, законопроект перевнесен инициаторами для дальнейшего рассмотрения в Государственной Думе.

Другим не менее важным направлением деятельности Департамента является организация и методическая помощь в осуществлении законопроектной деятельности в регионах, а также привлечение территориальных палат, союзов и ассоциаций предпринимателей, комитетов ТПП РФ к участию в работе над федеральным законодательством.

В целях оказания практической помощи Департаментом организован регулярный выпуск аналитических материалов, освещающих перспективу и прохождение нормативных правовых актов как в законодательных, так и исполнительных органах власти. Данные материалы позволяют ориентироваться в перспективах развития законодательства, понять механизм их воздействия на происходящие в обществе процессы, а также, основываясь на практическом опыте, оценить их значимость, выявить пробелы, противоречия и иные недостатки, которые содержатся в принятых (или рассматриваемых) проектах нормативных правовых актах.

Учитывая, что многие федеральные законы содержат отсылочные нормы, материалы, содержащиеся в аналитической записке, позволяют точнее определить цели, которые преследует законодатель, принимая законы в такой редакции. Кроме этого, освещение хода дискуссии позволяет оценить принятый закон как с экономической, так и с политической точки зрения, что также позволяет избежать ошибок в содержании разрабатываемого в регионе нормативного правового акта, добиться максимального уровня его юридической чистоты.

Аналитические записки служат неплохим практическим пособием для юристов, начинающих заниматься вопросами законотворчества, так как в них наглядно, на основе конкретных примеров, виден ход прохождения законопроектов.

В ближайшей перспективе Департамент при подготовке вышеуказанных материалов планирует использовать в отношении наиболее важных для системы ТПП законов постатейные комментарии. Такая практика уже имеется по отдельным актам. Примером этому могут служить письма Департамента, направленные на места в связи с применением Федерального закона "О регистрации юридических лиц" и некоторых положений Налогового кодекса РФ.

В целях активизации участия территориальных торгово-промышленных палат, союзов и ассоциаций предпринимателей, комитетов ТПП РФ в законопроектной работе Департаментом по законодательству разработана Концепция правовой политики ТПП РФ на 2004 - 2008 гг. (дана вместе с серией приложений в электронном виде на СД-роме).

Данный материал позволит наглядно увидеть состояние и перспективы развития отраслей законодательства и принять непосредственное участие в его совершенствовании. Департамент планирует регулярно направлять на места законопроекты для их экспертной оценки, размещать их на сайте ТПП. Предполагается создание постоянно действующего электронного экспертно-консультативного совета по вопросам законотворчества. Все замечания и предложения будут анализироваться и, по возможности, учитываться в дальнейшей работе над проектами законов.

В 2003 году Департаментом по законодательству совместно с Правовым департаментом был проведен семинар-совещание юристов территориальных ТПП и на тему: "Координация законотворческой работы в системе ТПП РФ, проблемы и пути совершенствования". На данное мероприятие, помимо представителей территориальных ТПП, были приглашены юристы союзов, ассоциаций и комитетов ТПП РФ. На совещании был обсужден проект Концепции правовой политики ТПП РФ на 2004 - 2008 гг., намечены формы и методы взаимодействия в законотворческой работе, заслушаны предложения по повышению ее эффективности. Работа семинара-совещания на эту тему была встречена участниками с большим интересом, состоялся живой заинтересованный разговор. Принято решение проводить подобные встречи ежегодно.

В 2004 году в числе приоритетов в области законопроектной работы видятся следующие задачи:

1. Обеспечить подготовку, сопровождение и принятие законодательных актов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию одобренной ТПП РФ Государственной промышленной политики России.

2. Принять участие в подготовке и сопровождении в Государственной Думе проектов федеральных законов, направленных на реализацию налоговой реформы.

3. Содействовать разработке и принятию законодательных актов по вопросам дерегулирования и дебюрократизации экономики, продвижению административной реформы.

4. Обеспечить подготовку, сопровождение и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, налогообложении малого бизнеса, а также направленных на создание правовых основ для развития среднего предпринимательства.

5. Обеспечить организационно-правовое сопровождение прохождения в Государственной Думе проекта федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".


Вице-президент ТПП РФ,
директор Департамента по законодательству

В.Б.Исаков



Постановление Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 34-6 "О направлениях работы торгово-промышленных палат в сфере законотворчества на период 2004 - 2008 гг."


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.