Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю Рязанской Е.О. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Алиева "данные изъяты" к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об оспаривании отказа в проведении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алиев А.Ф. обратился в Центральный районный суд г. Хабаровска с административным иском к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в государственном кадастровом учете изменений назначения земельного участка с кадастровым номером N, возложить на Управление Росреестра по Хабаровскому краю обязанность осуществить государственную регистрацию изменений назначения земельного участка.
В обоснование заявленных требований Алиев А.Ф. указал, что он является собственником земельного участка площадью 736 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в общественно-деловой зоне (ЦО), имеющего вид разрешенного использования - "под индивидуальный жилой дом".
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменения назначения земельного участка - "культурное развитие", в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком приостановлен государственный кадастровый учет изменений назначения земельного участка со ссылкой на то, что размер земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного для данного вида использования, в связи с чем в соответствии законом такая регистрация возможна только на основании решения органа местного самоуправления. Ввиду истечения срока приостановления государственного кадастрового учета уведомлением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений отказано.
С решением от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении действий по кадастровому учету изменений в отношении земельного участка заявитель не согласен, поскольку постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером N и видом разрешенного использования, определенным классификатором видов разрешенного использования земельного участка. На основании указанного акта органа местного самоуправления им получено разрешение на строительство и на принадлежащем ему земельном участке возведен объект недвижимости, введенный в эксплуатацию.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска Алиева А.Ф. отказано. Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом на государственный кадастровый учет не был представлен акт органа государственной власти или местного самоуправления, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка применительно к территориальной зоне, в которой земельный участок расположен, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части отступления от минимального размера границ земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования Алиева А.Ф. удовлетворены, отказ Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастровом учете признан незаконным, на Управление Росреестра по Хабаровскому краю возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N на основании заявления Алиева А.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановление администрации г. Хабаровска об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка истца и видом разрешенного использования этого земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, принятое в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", является достаточным основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю Рязанской Е.О. через Центральный районный суд г. Хабаровска подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с неправильным применением судом норм материального права и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что представленное заявителем постановление администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N подлежало проверке государственным регистратором на соответствие законодательству, действовавшему на момент его издания, и на наличие у органа соответствующей компетенции на издание акта. Считает, что апелляционным судом неправильно применены положения частей 11-13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, которые не предоставляют органу местного самоуправления полномочия по установлению нового или изменению прежнего вида разрешенного использования земельного участка. Судом апелляционной инстанции не учтено, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного регламента, установленного для соответствующей территориальной зоны. Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования. Размещение на спорном земельном участке площадью 736 кв.м. объектов культурного развития в территориальной зоне ЦО-1 с предельным минимальным размером 800 кв.м. не соответствует градостроительному регламенту, поэтому у государственного регистратора имелись основания к отказу в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенного по делу законного и обоснованного судебного акта.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 указанного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, административный истец Алиев А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, площадью 736 кв.м. кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом, адрес (местоположение) объекта: примерно в 19 метрах по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка: адрес ориентира: "адрес".
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 года N 211, указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне ЦО-1 - зона центра обслуживания и коммерческой активности на территориях, попадающих под действие ограничений.
Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка площадью 736 кв.м. с кадастровым номером N и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, согласно коду классификатора 3.6 "Культурное развитие".
ДД.ММ.ГГГГ Алиев А.Ф. обратился в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка, представив постановление от ДД.ММ.ГГГГ N.
Уведомлением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N государственный кадастровый учет приостановлен на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что заявленный участок расположен в территориальной зоне ЦО-1, для которой Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 года N 211, установлен минимальный размер земельного участка 800 кв.м, вследствие чего изменение вида разрешенного использования возможно на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, и предложено устранить указанные недостатки до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в течение трехмесячного срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, уведомлением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N Алиеву А.Ф. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
На основании пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу пункта 12 данной нормы до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ правообладатель земельного участка вправе обратиться с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков в уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу части 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно частям 2, 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
При этом как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 года N 211, (в редакции от 20 августа 2019 года N 1158) спорный земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне ЦО-1 - зона центра обслуживания и коммерческой активности на территориях, попадающих под действие ограничений, предусматривающая основные виды разрешенного использования: объекты культурно-досуговой деятельности - размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев (статья 10 пункт 7), что соответствует кодовому обозначению вида разрешенного использования согласно Классификатору - 3.6.1.
Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка, принадлежащего Алиеву А.Ф, и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, согласно коду классификатора 3.6 "Культурное развитие", включающему в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.6.1 - 3.6.3.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - объекты культурно-досуговой деятельности соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусмотренному Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" для территориальной зоны ЦО-1, установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка по правилам части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, вопреки изложенной в кассационной жалобе позиции регистрирующего органа, не является изменением вида разрешенного использования земельного участка, которое должно осуществляться в порядке, установленном градостроительным регламентом. В данном случае изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено с целью приведения его в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом, что не противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на несоответствие спорного земельного участка предельным минимальным размерам, установленным в территориальной зоне ЦО-1, отмену апелляционного определения не влечет.
Из положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1, статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства. Данные обстоятельства регистрирующим органом при рассмотрении заявления Алиева А.Ф. не были установлены.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943, постановление администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером N, поэтому суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра по "адрес".
В целом доводы кассационной жалобы правильность выводов апелляционного суда не опровергают, основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права, направлены на переоценку исследованных доказательств, на несогласие с выводами суда по результатам их оценки и не содержит обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.