Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В.
при секретаре Агаевой Г.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-248/2020 по административному иску Запольнова С.П. к Главному управлению Министерства юстиции РФ по г.Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации
по апелляционной жалобе административного истца Запольнова С.П, подписанной представителем по доверенности Сивоченко С.С, на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 июля 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Запольнов С.П. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве о признании незаконным и отмене решения от 30 января 2020 года N77/03-4099 об отказе в регистрации Региональной общественной организации профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы" при ее создании, обязании произвести предусмотренные законом действия по осуществлению государственной регистрации общественной организации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 26 декабря 2019 года в Главное управление Минюста России по Москве Запольновым С.П. в электронном виде направлены документы для регистрации Региональной общественной организации профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы" при ее создании. Оспариваемым решением в регистрации было отказано. Изложенные в отказе основания Запольнов С.П. полагал не соответствующими закону. Довод регистрирующего органа о том, что студенты не связаны общими производственными интересами, не являются работниками одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, в связи с чем создаваемая организация не отвечает требованиям, предъявляемым к профсоюзам, не основан на нормах законодательства. Так, в силу положений абз.13 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. На основании пп.2 ч.6 ст.26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях учета мнения обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся и педагогических работников в образовательной организации действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Право на объединение студентов в профсоюзы также предусмотрено в Федеральном законе от 28 июня 1995 года N98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указом Президента РФ от 12 апреля 1993 года N443 "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования", отражено в письме Минобрнауки России от 22 октября 2015 года N08-1729 "О направлении методических рекомендаций".
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Запольнова С.П. отказано.
В апелляционной жалобе, подписанной представителем по доверенности Сивоченко С.С, административный истец Запольнов С.П. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что первичная профсоюзная организация - это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза, член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.
При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что 26 декабря 2019 года Запольнов С.П. обратился в Главное управление Министерства юстиции по г.Москве с заявлением о государственной регистрации при создании Региональной общественной организации профсоюз студентов и преподавателей "Мы-Молодежь Москвы".
Уведомлением Главного управления Министерства юстиции РФ по г.Москве от 30 января 2020 года N77/03-4099 в регистрации отказано на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях", поскольку представленные документы противоречат законодательству Российской Федерации.
В обоснование отказа регистрирующий орган указал, что согласно требованиям статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзом признается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Исходя из требований статьи 3 данного Закона членами профсоюза являются работники одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности.
Между тем, Региональная общественная организация профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы" не соответствует указанным требованиям, поскольку не содержит общих признаков, предусмотренных статьями 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ, так как студенты не связаны общими производственными интересами, не являются работниками одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, кроме того, на государственную регистрацию не представлены решения съездов (конференций) о создании первичных профсоюзных организаций.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что правовые особенности создания и регулирования деятельности профсоюзов регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
В силу пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов
Как отметил Конституционный суд РФ в Постановлении от 24 октября 2013 года N22-П, будучи институтом гражданского общества, профсоюзы путем сотрудничества с работодателями и институтами публичной власти обеспечивают участие работников в установлении условий труда и тем самым - взаимодействие гражданского общества и государства в сфере управления трудом, стабильность трудовых отношений. Профсоюзы, как общественные объединения, создаются для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, и предполагают взаимодействие с работодателями, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования трудовых отношений и применения трудового законодательства.
Часть 5 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставляет обучающимся право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.
Профессиональный союз, образованный студентами по месту учебы, является местной первичной профсоюзной организацией (статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
Вместе с тем в силу положений пунктов 2.1, 3.1 Устава Региональной общественной организации профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы" основной целью деятельности профсоюза является защита и представительство социально-трудовых, экономических, профессиональных и других интересов членов профсоюза, которыми могут быть работники, работающие по трудовому договору в образовательных организациях, студенты профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, а также временно не работающие, бывшие работники и пенсионеры этих предприятий.
Таким образом, Региональная общественная организация профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы", предоставляя защиту более широкому кругу лиц, нежели это предусмотрено положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", не может быть создана в форме профсоюза.
Кроме того, как следует из материалов дела, представленные для государственной регистрации при создании названной выше общественной организации документы - протокол N1 Учредительного собрания первичной профсоюзной организации студентов и преподавателей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Государственный университет управления" от 23 декабря 2019 года, протокол N1 Учредительного собрания первичной профсоюзной организации студентов и преподавателей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ" от 12 декабря 2019 года не содержат сведений о том, что соответствующие организации создаются в качестве первичных профсоюзных организаций названного выше профсоюза, как и протокол N1 общего собрания учредителей Региональной общественной организации профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы" от 24 декабря 2019 года не содержит сведений о наличии в структуре данной организации указанных выше первичных профсоюзных организаций либо о принятии решения об их вхождении в состав профсоюза, как это предусмотрено пунктом 5.2 Устава организации.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что действующее законодательство допускает создание профсоюзов обучающихся, не содержит ограничений по количеству членов общественной организации, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не опровергают выводов суда о том, что по смыслу положений статей 2, 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз представляет собой объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое для представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, в то время как согласно положениям Устава Региональной общественной организации профсоюз студентов и преподавателей "Мы - Молодежь Москвы" ее членами могут быть работники, работающие по трудовому договору в образовательных организациях, студенты профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, а также временно не работающие, бывшие работники и пенсионеры этих предприятий, то есть лица с различными производственными и профессиональными интересами.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Запольнова С.П. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.