Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Суконникова Р.В. в защиту АО "ДИКСИ Юг" на постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 3 августа 2020 года, которым
акционерное общество "ДИКСИ Юг" (ИНН: 5036045205, ОГРН: 1035007202460, юридический адрес: 142119, Московская обл, г. Подольск, ул. Юбилейная, д. 32А) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
17 июля 2020 года главным специалистом управы Алексеевского района города Москвы в отношении АО "ДИКСИ Юг" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд города Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Суконников Р.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель АО "ДИКСИ Юг" и защитник Суконников Р.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены (л.д. 76), о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не направили.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя АО "ДИКСИ Юг" и защитника Суконникова Р.В. в порядке, соответственно, ч. 3 ст. 25.4, ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учётом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
В силу п. 12.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси.
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 8 мая 2020 года в 12 час. 30 мин. в ходе осмотра помещения магазина "ДИКСИ", принадлежащего АО "ДИКСИ Юг", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, дом. 11, должностным лицом управы Алексеевского района города Москвы установлено нарушение Обществом требований п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, выразившееся в необеспечении соблюдения работниками и гражданами (посетителями магазина) социальной дистанции не менее 1, 5 метров, в том числе отсутствие специальной разметки, а также путём неустановления специального режима допуска в магазин.
Действия АО "ДИКСИ Юг" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом вышеуказанного административного правонарушения и его вина подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2020 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 8 мая 2020 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 8 мая 2020 года; фототаблицей; видеозаписью; иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям АО "ДИКСИ Юг" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ и доказанности вины Общества в его совершении.
Доводы жалобы о том, что Обществом были приняты все необходимые меры для обеспечения соблюдения посетителями магазина социальной дистанции, являются несостоятельными, поскольку опровергаются приведёнными выше доказательствами. Так, согласно фототаблице и видеозаписи на момент проведения осмотра помещения магазина социальная дистанция не соблюдалась покупателями, стоящими в очереди в кассу, а также покупателями в торговом зале. При этом, вопреки утверждению заявителя, специальная разметка в помещении магазина отсутствует, на входе в магазин не был организован контроль ограниченного допуска по количеству посетителей с целью соблюдения ими социальной дистанции, информация в виде объявлений, устных сообщений по громкоговорящей связи о необходимости соблюдения гражданами дистанцирования также отсутствовала. Кроме того, продавцы и кассиры магазина в случае скопления покупателей не напоминали им о необходимости соблюдения социальной дистанции не менее 1, 5 метров.
Таким образом, факт несоблюдения покупателями социальной дистанции на момент осмотра помещения магазина указывает на то, что Обществом не были приняты надлежащие и достаточные меры, позволяющие обеспечить требование о соблюдении гражданами социального дистанцирования с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), то есть нарушение п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, а формальное издание генеральным директором АО "Дикси Групп" приказа от 8 апреля 2020 года N 2020-04-06/ДУЧК/УК "О порядке действий в период пандемии COVID -19", на который ссылается заявитель в жалобе, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении АО "ДИКСИ Юг" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, в том числе событие вменённого Обществу административного правонарушения.
При этом, вопреки доводам жалобы, законный представитель Общества был уведомлен о месте и времени повторного составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 17 июля 2020 года в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, пр-т Мира, д. 104, каб. 702, телеграммой N 1313 от 14 июля 2020 года (л.д. 31), полученной, согласно ответа ПАО "Центральный телеграф", представителем по доверенности АО "ДИКСИ Юг" 15 июля 2020 года (л.д. 77).
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено АО "ДИКСИ Юг, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Исключительные обстоятельства, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и ч. 33 ст. 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Постановление судьи в части назначения АО "ДИКСИ Юг" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на Общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель Общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности с момента его обнаружения по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 3 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "ДИКСИ Юг" (ИНН: 5036045205, ОГРН: 1035007202460, юридический адрес: 142119, Московская обл, г. Подольск, ул. Юбилейная, д. 32А) оставить без изменения, жалобу защитника Суконникова Р.В.- без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.