Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. по делу N 16-969/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Вербейниковой Майи Гумеровны на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области, от 27 августа 2020 года, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 23 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вербейниковой Майи Гумеровны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области, от 27 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 23 октября 2020 года, Вербейникова М.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Вербейникова М.Г. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ) под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа N 56-к от 20.02.2019 г. Вербейникова М.Г. является главным бухгалтером МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16 имени В.П. Неймышева" и согласно трудовому договору, должностной инструкции является ответственной за сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности.
В период с 02.07.20202г. по 24.07.2020 на основании плана работы на 2020 год, утвержденного приказом Председателя Контрольно-счетной палаты города Тобольска от 12.12.2019г. N68, поручения председателя Контрольно-счетной палаты города Тобольска от 26.06.2020 N 18, обращения Тобольской межрайонной прокуратуры от 14.06.2020г. N 14-2020, проведена проверка расходования бюджетных средств, выделенных из бюджета на оснащение объекта "Школа на 1200 учебных мест в микрорайоне N 15 г. Тобольска и соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг (анализ эффективности закупок товаров, работ, услуг путем оценки законности, целесообразности, своевременности и результативности закупок).
По результатам проведенной проверки 05.08.2020 г. был составлен акт N19, из которого следует, что согласно данных Баланса государственного (муниципального) учреждения (503730) по состоянию на 01.01.2020 на балансе Учреждения учитываются нефинансовые активы в сумме 360 103 777, 06 руб, в том числе:
- Основные средства (счет 010100000) в сумме 31 1 228 135, 86 руб.;
- Непроизведенные активы (счет 01030000) в сумме 25 179 291, 45 руб.;
- Материальные запасы (счет 01050000) в сумме 23 696 349, 75 руб.
Стоимость основных средств в эксплуатации составляет 55 249 745, 31 руб.
Проверкой правильности осуществления бухгалтерского учета и списания приобретенных в рамках заключенных договоров товарноматериальных ценностей установлено:
1. В нарушение п. 99, п. 39 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н) Учреждением в отдельных случаях товарно-материальные ценности в количестве 3 ед, стоимостью 196 630 руб. (ковровое покрытие 30 м2, стоимостью 27 000 руб, ковровое покрытие 1 шт, стоимостью 37 130 руб, покрытие EVA 50 м2, стоимостью 132 500 руб.) приняты к учету на несоответствующий счет бухгалтерского учета 010500000 "Материальные запасы", следовало указанные товарноматериальные ценности учитывать в качестве основных средств, так как они используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев.
2. Учреждением в 2019 году в рамках заключенных договоров на оснащение объекта "Школа на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска" приобретены и отражены в бухгалтерском учете материальные запасы на счете 0105000 в сумме 9 170 233, 21 руб.
В период проведения мероприятий по оснащению объекта "Школа на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска" материальные запасы, стоимостью 3 622 737, 68 руб. использованы по назначению, следовательно подлежат списанию с баланса Учреждения на расходы.
В нарушение п. 108 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01. 12.2010 N 157н Учреждением в соответствующем порядке не произведено списание материальных запасов, использованных в рамках оснащения объекта "Школа на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска" в общей сумме 3 426 107, 68 руб, что повлекло за собой завышение балансовой стоимости материальных запасов по состоянию на 01.01.2020.
В результате, в нарушение п.1 ст.13 Федерального Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" завышение балансовой стоимости материальных запасов по причине недостоверного отражения на счетах бухгалтерского учета и несвоевременности их списания на общую сумму 3 622 737, 68 руб, (в том числе: отражение на несоответствующих счетах в сумме 196 630 руб. и несвоевременное списание материальных запасов в сумме 3 426 107, 68 руб.) повлекло отражение недостоверной информации (недостоверное представление о финансовом положении Учреждения) в бухгалтерской отчетности за 2019 год, а именно в Балансе государственного (муниципального) учреждения п.0503730) в разделе 1 "Нефинансовые активы", в строке 080 "Материальные запасы (010500000), всего", в графе 7, 10 - показатель стоимости нефинансового актива на конец года завышен на 3 622 737, 67 руб. (или 18%) (отражена сумма 23 696 349, 75 руб, следовало отразить 20 073 612, 07 руб.).
В период проведения проверки Учреждением на основании первичных учетных документов (актов о списании материальных запасов от 17.07.2020 N 0000-000025, 0000-000027, 0000-000028, 0000-000029) материальные запасы в общей сумме 196 360 руб. отнесены на соответствующие счета бухгалтерского учета, материальные запасы в общей сумме 3 426 107, 68 руб. списаны на расходы учреждения.
07.08.2020 года аудитором Контрольно-счетной палаты города Тобольска "данные изъяты" в отношении Вербейниковой М.Г. главного бухгалтера МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16 имени В.П. Неймышева", юридический адрес: Тюменская область город Тобольск, 10 микрорайон, N 53, фактический адрес: Тюменская область, г. Тобольск, 15 микрорайон, дом 19 составлен протокол об административном правонарушении за то, что 04.02.2020 года главным бухгалтером Вербейниковой М.Г. составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность учреждения за 2019 год и предоставлена учредителю - Комитету по образованию администрации города Тобольска. Состав отчетности включает Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), в котором на конец отчетного периода (01.01.2020) в разделе 1 "Нефинансовые активы", в строке 080 "Материальные запасы", в графе 4 "Деятельность с целевыми средствами" и графе 10 "Итого" искажены показатели стоимости материальных запасов на 18%.
Факт совершения Вербейниковой М.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 07 августа 2020 года, выпиской из акта проверки, материалами годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год, а также иными материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность представленных в дело и исследованных в судебном заседании доказательств, позволила судебным инстанциям прийти к обоснованному выводу о доказанности факта грубого нарушения Вербейниковой М.Г. требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Действия Вербейниковой М.Г. верно квалифицированы по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не имеется, объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Приказом директора МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N16 имени В.П. Неймышева" от 20.02.2019 г. Вербейникова М.Г. переведена на должность главного бухгалтера МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N16 имени В.П. Неймышева" (л.д.6).
В соответствии с п. 3.4. должностной инструкцией N4 главного бухгалтера МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N16 имени В.П. Неймышева" в должностные обязанности главного бухгалтера входит ведение учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременно отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с их движением, ведет учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ(услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности школы, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Пунктом 5.1 Инструкции предусмотрено, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление директору школы и вышестоящим органам полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Возложение на Вербейникову М.Г. перечисленных выше обязанностей согласуется с положениями части 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете.
Вопреки доводам жалобы, судьями установлено и следует из материалов дела, что Вербейникова М.Г, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, грубо нарушила требования бухгалтерского учета, в том числе к представлению бухгалтерской отчетности муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16 имени В.П. Неймышева" за 2019 год, выразившееся в искажении показателя бухгалтерской отчетности, в денежном измерении, которое привело к искажению информации об обязательствах более чем на 10 процентов.
Доводы жалобы о непредоставлении первичных учетных документов, что препятствовало исполнению Вербейниковой М.Г. должностных обязанностей, необходимости применения положений пункта 5 Примечаний к статьей 15.15.6 КоАП РФ несостоятельны.
Согласно пункту 5 примечаний к статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
Однако, именно в должностные обязанности главного бухгалтера входит ведение учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судьей районного суда верно указано на то, что будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению бухгалтерской отчетности, Вербейникова М.Г. не была лишена возможности регулярно по собственной инициативе выяснять вопрос о наличии соответствующих документов, а в случае несвоевременной передачи первичных учетных документов, препятствующих исполнению Вербейниковой М.Г. служебных обязанностей по составлению достоверной бухгалтерской отчетности, должностному лицу надлежало соответствующим образом реагировать на подобные нарушения, информировать о том руководителя, руководителя, путем подачи докладных записок. Однако таких сведений в ходе производства по делу не получено.
Ссылка в жалобе на неправильное определение сроков исполнения договоров поставки материальных запасов, списанных согласно акта о списании от 17 июля 2020 года, не принимается, опровергается материалами дела, а также показаниями допрошенных в судебном заседании городского суда свидетелей "данные изъяты" директора "данные изъяты", "данные изъяты" директора "данные изъяты" Установлено, что материалы, приобретенные и использованные при ремонте школы по договорам N 20-2019 от 30.10.2019г, N 314 от 12.11.2019г, N 163 от 15.07.2019г, N 2019.255743 от 15.07.2019г. были поставлены в ноябре - декабре 2019 года, подписаны акты приема-передачи. Работы по монтажу проводились до марта 2020 года.
Указание в жалобе на то, что для определение степени нарушения необходимо учитывать 10% от суммы, указанной в строках 190 (нефинансовые активы) и 340 (финансовые активы) Баланса учреждения, а не строки 080 (материальные запасы (всего), как указано в постановлении, не влечет отмену судебных актов. Поскольку Вербейниковой М.Г. вменяется именно завышение балансовой стоимости материальных запасов по причине недостоверного отражения на счетах бухгалтерского учета и несвоевременности их списания на общую сумму 3 622 737, 68 руб, (в том числе: отражение на несоответствующих счетах в сумме 196 630 руб. и несвоевременное списание материальных запасов в сумме 3 426 107, 68 руб.) повлекло отражение недостоверной информации (недостоверное представление о финансовом положении Учреждения) в бухгалтерской отчетности за 2019 год, а именно в Балансе государственного (муниципального) учреждения п.0503730) в разделе 1 "Нефинансовые активы", в строке 080 "Материальные запасы (010500000), всего", в графе 7, 10 - показатель стоимости нефинансового актива на конец года завышен на 3 622 737, 67 руб. (или 18%) (отражена сумма 23 696 349, 75 руб, следовало отразить 20 073 612, 07 руб.).
В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ) под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
Аналогичные заявленным в настоящей жалобе доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с данной судьями правовой оценкой его действий не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении в отношении Вербейниковой М.Г. составлен уполномоченным должностным лицом с участием Вербейниковой М.Г. в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Вербейниковой М.Г. разъяснены. Копия протокола об административном правонарушении была вручена в установленном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Вербейниковой М.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Требования территориальной подсудности не нарушены.
При назначении Вербейниковой М.Г. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Административное наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела по жалобе на постановление судьей районного суда Вербейникова М.Г. извещалась надлежащим образом, в реализации своих процессуальных прав ограничена не была. При пересмотре дела по жалобе Вербейниковой М.Г. судьей городского суда принимал участие защитник Репетиев В.В, который обосновывал позицию Вербейниковой М.Г. делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Тобольского судебного района города Тобольска Тюменской области, от 27 августа 2020 года, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 23 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вербейниковой Майи Гумеровны, оставить без изменения, жалобу Вербейниковой Майи Гумеровны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.