Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Смолиной Ю.М.
при секретаре Салиховой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новисова Алексея Борисовича и Павловой Елены Петровны к Министерству юстиции Российской Федерации, министру Чуйченко Константину Анатольевичу об оспаривании бездействия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-1426/2020)
по апелляционной жалобе и дополнению к ней административных истцов Новисова Алексея Борисовича и Павловой Елены Петровны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новисов А.Б. и Павлова Е.П. обратились в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России, министру Чуйченко К.А. об оспаривании бездействия, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по уведомительной государственной регистрации профессиональных союзов, структурных межрегиональных профсоюзных организаций, а также первичных профессиональных организаций в качестве юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административные истцы указывали на то, в адрес Минюста России было направлено обращение о необходимости разработки указанного нормативного правового акта, претензия, на которые ответов по существу не поступило; принятие такого регламента необходимо, так как Независимому межрегиональному профессиональному союзу свободно занятых, временно безработных и временно неработающих граждан России любых профессии "Содействие труду и здоровью" (далее - Профсоюз) неправомерно отказано в уведомительной регистрации в качестве юридического лица.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных Новисовым А.Б. и Павловой Е.П. требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административные истцы просят отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, неправильной оценке доказательств.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Минюстом России представлены письменные возражения.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения судебного заседания надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Новисовым А.Б. и Павловой Е.П. требований, обоснованно при этом исходил из того, что оснований полагать, что в спорных правоотношениях административный ответчик действовал с нарушением закона и прав административных истцов не имеется; утверждения Новисова А.Б. и Павловой Е.П. о незаконном бездействии Минюста России в вопросах нормотворчества не нашли своего объективного подтверждения.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, верно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы административных истцов; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При рассмотрении административного дела установлено, что Новисов А.Б. как представитель Независимого межрегионального профессионального союза свободно заняных, временно безработных, а также временно работающих российских граждан любых профессий "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ И ЗДОРОВЬЮ" 29.06.2020 г. обратился к Министру юстиции Российской Федерации Чуйченко К.А. об осуществлении необходимых действий по разработке и утверждению административного регламента предоставления государственной услуги по уведомительной регистрации в качестве юридических лиц профсоюзов, структурных межрегиональных профсоюзных организаций и структурных первичных профсоюзных организаций.
18 августа 2020 года обращение направлено повторно.
В обоснование обращений было указано на нарушение прав при государственной регистрации юридического лица Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
31 августа 2020 г. Минюст России на обращения заявителя Новисову А.Б. дан ответ за N11-98218/20, в котором указано, что информация принята к сведению и будет учтена в последующей работе при подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающейся деятельности некоммерческих организаций; имеющаяся нормативная правовая база в сфере государственной регистрации профсоюзов, объединений (ассоциации) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций является полной и актуальной; дополнительное урегулирование соответствующих вопросов в подзаконных нормативных правовых актах представляется нецелесообразным. При этом Минюстом России проверено решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области об отказе в государственной регистрации Профсоюза, указано, что решение является обоснованным, так как поданное заявление не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) профессиональные союзы являются отдельным видом общественных объединений, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых регулируются специальным законом - Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Статьей 3 Закона N 10-ФЗ в Российской Федерации предусмотрено создание и осуществление деятельности следующих профсоюзов (объединений профсоюзов): первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюза.
Межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона N 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
В соответствии со статьей 8 Закона N 10-ФЗ правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.
При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.
Таким образом для государственной регистрации профсоюзов, равно как и иных общественных объединений, необходимо представление на государственную регистрацию следующих документов, указанных в части шестой статьи 21 Закона N 82-ФЗ: заявление, подписанное уполномоченным лицом, по установленной Федеральной налоговой службой форме; устав (в трех экземплярах); выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания (или протокол); сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины (при создании, внесении изменений в устав); сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа; протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений в подтверждение территориальной сферы деятельности.
Аналогичный перечень документов для государственной регистрации общественных объединений (соответственно и профсоюзов) предусмотрен пунктом 29 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 (далее - Административный регламент).
Представление в Минюст России либо его территориальный орган уведомлений о создании профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций законом не предусмотрено.
Предусмотренный Законом N10-ФЗ уведомительный порядок государственной регистрации профсоюзов не свидетельствует об отмене процедуры государственной регистрации, указанной в законе, необходимости представления предусмотренных законом документов, внесения ведений о профсоюзе в ЕГРЮЛ в установленном порядке.
Профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации могут не регистрироваться, и в этом случае они не приобретают прав юридического лица (статья 8 Закона N 10-ФЗ).
Федеральный орган государственной регистрации (Минюст России), его территориальные органы в субъектах Российской Федерации не вправе отказывать в государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (статья 8 Закона N 10-ФЗ). В то же время Законом N 10-ФЗ предусмотрена возможность принятия уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации профсоюзов, поскольку согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 10-ФЗ отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.
Профсоюзу может быть отказано в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Минюст России принимает решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общероссийских профсоюзов на основании статьи 8 Закона N 10-ФЗ, статьи 21 Закона N 82-ФЗ, подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, и в соответствии с Административным регламентом.
Решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) иных профсоюзов, в том числе межрегиональных, принимаются территориальными органами Минюста России в субъектах Российской Федерации по месту их нахождения.
В случае несогласия с решением об отказе в государственной регистрации межрегионального профсоюза, принятого соответствующим территориальным органом Минюста России, заинтересованные лица вправе обжаловать такое решение в суд в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется; права и законные интересы административных истцов не нарушены, на заявление административного истца Минюстом России дан исчерпывающий ответ по существу поставленных вопросов; имеющаяся нормативная правовая база в сфере государственной регистрации профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций, указанная выше, является полной, дополнительное урегулирование тех же вопросов в подзаконных нормативных правовых актах, в том числе утверждение административного регламента предоставления Минюстом России услуги по уведомительной государственной регистрации профессиональных союзов, структурных подразделений межрегиональных профсоюзных организаций, а также первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц, в настоящее время не требуется.
Административный ответчик самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а также проводит нормотворческую политику по отнесенной к его компетенции сфере общественных отношений, а суд не вправе обязать орган государственной власти принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным, а равно обязать Минюст России утвердить административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по уведомительной государственной регистрации профессиональных союзов, структурных межрегиональных профсоюзных организаций, а также первичных профессиональных организаций в качестве юридических лиц, даже если заявители полагают, что указанные правоотношения недостаточно регламентированы со стороны государства.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как наличие совокупности обстоятельств, поименованных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия) незаконным не установлено; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; доводы заявителей не учитывают законодательного принципа разделения властей.
По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены или изменения правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней административных истцов Новисова Алексея Борисовича и Павловой Елены Петровны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.