Проект федерального закона N 97802666-2 "О государственной политике Российской Федерации по поддержке российской диаспоры и покровительству российских соотечественников" (вносит депутат Государственной Думы В. В. Игрунов) (утратил силу)

Проект федерального закона N 97802666-2
"О государственной политике Российской Федерации по поддержке российской диаспоры и покровительству российских соотечественников"

 

Досье на проект федерального закона

 

См.: обоснование к проекту закона                                       
     справку о состоянии законодательства,                              
     перечень законов и нормативных правовых актов,                     
     финансово-экономическое обоснование законопроекта                  

 

Глава 1. Общие положения                                                
Глава 2. Порядок приобретения статуса российского соотечественника      
Глава 3. Правовое положение российских соотечественников на             
         территории Российской Федерации                                
Глава 4. Поддержка   российской  диаспоры  и  содействие   российским   
         соотечественникам за рубежом                                   
Глава 5. Представительство  интересов  российских   соотечественников   
         в  органах  государственной  власти   Российской   Федерации   
         и  координация органами  государственной  власти  Российской   
         Федерации поддержки российской  диаспоры  и  покровительства   
         российским соотечественникам                                   
Глава 6. Финансовые основы поддержки российских соотечественников       
Глава 7. Репатриация и эвакуация российских соотечественников           
Глава 8. Заключительные и переходные положения                          

 

Настоящий закон исходит из убеждения в необходимости создания правовых норм для формирования государственной политики Российской Федерации в отношении российской диаспоры и российских соотечественников, постоянно проживающих за рубежом.

Закон имеет своей целью:

- содействие сохранению интеллектуального и культурного потенциала российской диаспоры, численность которой за рубежом возросла после распада СССР и образования новых независимых государств. Миллионы россиян отделены от России государственными границами, вынуждены определять свою судьбу в сложной политической, экономической социальной и психологической ситуации и нуждаются в правовой помощи и поддержке, как со стороны государств проживания, так и со стороны России

- обеспечение достойных условий жизни соотечественников в государствах их проживания при сохранении собственной самобытности и всесторонних связей с Россией, либо репатриации на основе свободного выбора и исходя из общепринятых норм международного права.

Закон призван содействовать тому, чтобы все представители российской диаспоры могли в полной мере и эффективно осуществлять основные права и свободы человека без какой-либо дискриминации и на основе полного равенства, способствовать созданию благоприятных правовых условий для соотечественников в Российской Федерации и покровительства Российской Федерации соотечественникам, находящимся за ее пределами.

Закон устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц при реализации государственной политики Российской Федерации по поддержке российской диаспоры и покровительству российским соотечественникам.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего закона:

1) под российской диаспорой понимается совокупность уроженцев Российской империи, России, РСФСР, СССР, Российской Федерации и их прямых потомков независимо от гражданства, национальной или этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства, проживающих за пределами Российской Федерации и признающих свою духовную или культурную связь с Российской Федерации;

2) российским соотечественником признается лицо, принадлежащее к российской диаспоре в смысле пункта 1 статьи 1 данного закона, не являющееся гражданином Российской Федерации и заявившее о своей духовной или культурной связи с Российской Федерации или любым из ее субъектов в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

Статья 2. Принципы государственной политики Российской Федерации в отношении российской диаспоры и российских соотечественников

Поддержка российской диаспоры и покровительство российским соотечественникам осуществляются Российской Федерацией на основе следующих принципов:

1. Обеспечения не противоречащего международному праву преференциального режима для российских соотечественников в их политико-правовых отношениях с Российской Федерацией как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

2. Обеспечения эффективного равноправия лиц, принадлежащих к российской диаспоре, в государствах их проживания на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

3. Сохранения и развития культурно-образовательного и информационного потенциала российской диаспоры, обеспечения права на развитие национальной культуры и использование родного языка в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16.12.66.

4. Содействия самоорганизации российских соотечественников в государствах их проживания и реализации их международно признанных прав на создание культурно-национальных автономий и других общественных объединений.

5. Обеспечения представительства интересов российских соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации.

6. Уважения права зарубежных государств принимать аналогичные законы в отношении своих соотечественников, проживающих на территории Российской Федерации.

Глава 2. Порядок приобретения статуса российского соотечественника

 

Статья 3. Порядок приобретения статуса российского соотечественника и утраты статуса российского соотечественника

1. Волеизъявление лица, принадлежащего к российской диаспоре в смысле пункта 1 статьи 1 данного закона и не являющегося гражданином Российской Федерации, о намерении получить статус российского соотечественника или об отказе от такого статуса, является добровольным актом данного лица и не может исходить ни от кого, кроме самого этого лица.

2. Приобретение статуса российского соотечественника оформляется в соответствие с настоящим Федеральным законом консульским учреждением Российской Федерации за рубежом либо органами внутренних дел на территории Российской Федерации по письменному заявлению лица, желающего получить такой статус и достигшего возраста 14 лет.

Лицо, желающее получить статус российского соотечественника, при обращении в консульские учреждения Российской Федерации за рубежом либо в органы внутренних дел на территории Российской Федерации представляет письменное заявление с обоснованием своей принадлежности к российским соотечественникам (на русском языке), к которому прилагаются:

а) копия свидетельства о рождении,

б) документ или надлежащим образом оформленные свидетельские показания, подтверждающие принадлежность его или его родственника по прямой линии к подданству Российской империи, гражданству России, РСФСР, СССР, Российской Федерации.

Представленное заявление рассматривается в трехмесячный срок. По истечении этого срока заявителю должен быть предоставлен статус российского соотечественника либо дан мотивированный письменный отказ.

Основанием для отказа могут явиться:

а) предоставление заявителем недостоверных сведений;

б) отсутствие доказательств рождения на территории Российской империи, России, РСФСР, СССР и РФ или прямого происхождения от уроженца Российской империи, России, РСФСР, СССР и РФ;

в) неспособность заявителя обосновать наличие духовно-культурной связи с Российской Федерацией или одним из ее субъектов. Последнее основание отказа не может быть применено к лицам, являвшимся гражданами СССР на 1 июля 1991 года и не заявившим добровольно об отказе от гражданства СССР или одного из государств-правопреемников до 1 января 1993 года.

Отказ в предоставлении статуса российского соотечественника может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исковое заявление об обжаловании решения органа внутренних дел на территории Российской Федерации подается в суд общей юрисдикции по месту расположения этого органа внутренних дел. Иск об обжаловании решения консульского учреждения Российской Федерации подается по месту расположения Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Лицо, в законном порядке признанное российским соотечественником, получает в месячный срок свидетельство российского соотечественника устанавливаемого Правительством Российской Федерации образца, а его личные данные заносятся в Федеральный Регистр российских соотечественников.

3. Лицо, желающее отказаться от статуса российского соотечественника, подает письменное заявление об этом в консульское учреждение Российской Федерации за рубежом или орган внутренних дел на территории Российской Федерации. К заявлению прилагается подлинник его свидетельства российского соотечественника.

Личные данные этого лица исключаются из Федерального Регистра российских соотечественников в месячный срок. Письменное уведомление об исключении из Федерального Регистра российских соотечественников направляется этому лицу в месячный срок.

Глава 3. Правовое положение российских соотечественников на
территории Российской Федерации

 

Статья 4. Общие положения

Российские соотечественники пользуются на территории Российской Федерации правами и свободами, а также несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев установленных настоящим Федеральным законом.

Если Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации или международный договор Российской Федерации с государством гражданства российского соотечественника предусматривает более широкую правоспособность российского соотечественника в Российской Федерации по сравнению с настоящим Федеральным законом, то применяются нормы Федерального закона об иностранных гражданах и лиц без гражданства или международного договора, соответственно.

Статья 5. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации российскими соотечественниками

Российские соотечественники, имеющие право на российское гражданство в порядке признания или по рождению, согласно статьям 13 - 17 Федерального закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", приобретают российское гражданство в порядке признания.

Российские соотечественники, не имеющие права на российское гражданство по рождению или в порядке признания, имеют право приобретать российское гражданство в порядке регистрации в соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" бессрочно.

Статья 6. Порядок въезда российских соотечественников в Российскую Федерацию, передвижения их по территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации

Порядок въезда в Российскую Федерацию и передвижения по территории Российской Федерации устанавливается для российских соотечественников таким же как и для граждан Российской Федерации.

Выезд из Российской Федерации российского соотечественника в государство его гражданства или в третьи страны регулируется в том же порядке как выезд лиц, принадлежащих к государству его гражданства. В случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрен иной порядок, применяется норма международного договора.

Выезд из Российской Федерации российского соотечественника, являющегося лицом без гражданства, в государство его постоянного проживания или третьи государства, регулируется в том же порядке, как выезд граждан Российской Федерации. В случае, если законодательством государства постоянного проживания российского соотечественника, являющегося лицом без гражданства, или третьего государства, куда осуществляется выезд, предусмотрен упрощенный по сравнению с порядок выезда и въезда российских граждан порядок выезда и въезда для этого лица без гражданства, выезд этого российского соотечественника осуществляется в указанном упрощенном порядке. В случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрен иной порядок, применяется норма международного договора.

Статья 7. Особенности реализации прав российских соотечественников в социальной сфере в Российской Федерации

1. Российские соотечественники имеют идентичные правам граждан Российской Федерации права в области здравоохранения.

Экстренная медицинская помощь оказывается российским соотечественникам бесплатно наравне с гражданами Российской Федерации.

Стационарное и амбулаторное лечение оказывается российским соотечественникам по предъявлению полиса об обязательном медицинском страховании Российской Федерации. Полис об обязательном медицинском страховании может быть получен российским соотечественником в медицинском учреждении по месту его регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации, либо в консульском учреждении Российской Федерации в стране его постоянного проживания.

Расходы на медицинское обслуживание российских соотечественников, понесенные фондом медицинского страхования, возмещаются из средств Фонда поддержки российских соотечественников.

2. Российские соотечественники имеют права, идентичные правам граждан Российской Федерации, в области образования, включая высшее и последипломное.

В государственные учебные заведения Российской Федерации российские соотечественники принимаются на общих основаниях. Расходы, понесенные Министерством образования по обучению российских соотечественников, в том числе высшему и последипломному, возмещаются за счет средств Фонда поддержки российских соотечественников.

Российский соотечественник, желающий поступить в негосударственное высшее учебное заведение на территории Российской Федерации, может обратиться в Фонд поддержки российских соотечественников с просьбой о предоставлении ему на конкурсной основе соответствующего целевого пособия. Такое пособие может быть единовременным или рассчитано на выплату в течение установленного периода отдельными суммами.

Статья 8. Особенности взаимоотношений российских соотечественников и местных сообществ на территории Российской Федерации

Российские соотечественники, постоянное проживающие в определенной местности на территории Российской Федерации, имеют право принимать участие в местном референдуме (сходе).

Российские соотечественники, постоянно проживающие в определенной местности на территории Российской Федерации подлежат обложению местными налогами и сборами.

Иные налоги и сборы с российских соотечественников взимаются в порядке определяемом налоговым законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Постоянным проживанием российского соотечественника в определенной местности на территории РФ считается проживание, подтвержденное регистрацией по месту жительства или места пребывания либо надлежаще оформленными свидетельскими показаниями в данной местности, в течение 3 месяцев подряд непрерывно либо в течение 8 и более месяцев с двумя или более перерывами.

Статья 9. Ограничения прав российских соотечественников на территории Российской Федерации

1. Российские соотечественники не могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, судебные органы, занимать или иным образом исполнять выборные государственные должности, а также принимать участие в референдумах.

Российские соотечественники имеют права, идентичные правам иностранцев в области предпринимательской деятельности, за исключением и с учетом особенностей, вводимых настоящим законом.

2. Российские соотечественники не несут военную службу.

3. Российские соотечественники не вправе:

1) быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала воинских частей и военных учреждений;

2) занимать или иным образом исполнять должности в правоохранительных органах в Российской Федерации, а также должности, требующие допуска к работам и документам, содержащим государственную тайну;

3) занимать или иным образом исполнять иные должности, а также заниматься трудовой деятельностью, если в соответствии с федеральным законом назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

4. Иные ограничения прав и свобод российских соотечественников в Российской Федерации могут быть установлены исключительно федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Глава 4. Поддержка российской диаспоры и содействие российским
соотечественникам за рубежом

 

Статья 10. Общие принципы государственной поддержки российской диаспоры и содействия российским соотечественникам за рубежом

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в своих сношениях с зарубежными государствами обязаны исходить из необходимости соблюдения всеми сторонами общепризнанных международных стандартов в области прав человека и прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым, религиозным и культурным меньшинствам.

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют мониторинг соблюдения иностранными государствами общепризнанных стандартов в области прав человека и прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым, религиозным и культурным меньшинствам, в отношении лиц, принадлежащих к российской диаспоре.

Несоблюдение иностранными государствами общепризнанных стандартов прав человека и прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым, религиозным и культурным меньшинствам в отношении лиц, принадлежащих к российской диаспоре, является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации не противоречащих международному праву мер по защите этих прав.

Органы государственной власти Российской Федерации в случае несоответствия общепризнанных стандартов прав человека и лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым, религиозным и культурным меньшинствам, в отношении российских соотечественников обязаны принимать не противоречащие международному праву адекватные меры.

Статья 11. Особенности покровительства Российской Федерации российским соотечественникам - лицам без гражданства

Органы государственной власти Российской Федерации в рамках, установленных международным правом, обязаны добиваться предоставления российским соотечественникам - лицам без гражданства в государствах их постоянного проживания гражданских, экономических, социальных и культурных прав в полном объеме, предусмотренном общепризнанными международно-правовыми стандартами.

Консульские учреждения Российской Федерации предоставляют российским соотечественникам - лицам без гражданства, по их просьбе, защиту и покровительство в том же объеме, что и гражданам Российской Федерации.

Статья 12. Поддержка Российской Федерацией российской диаспоры и содействие российским соотечественникам в языково-культурной области

1. Российская Федерация поддерживает стремление лиц, принадлежащих к российской диаспоре, к сохранению родных языков и национальных культур. При этом Российская Федерация руководствуется положениями международно-правовых документов, гарантирующих права лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым, культурным и религиозным меньшинствам, на использование своих культурных ценностей, исповедание своей религии и употребление родного языка в частной и публичной жизни, свободно и без каких-либо ограничений или дискриминации. Для конкретизации заложенных в этих документах положений органы государственной власти Российской Федерации инициируют двусторонние и многосторонние договоры и соглашения.

2. Российская Федерация осуществляет практическую помощь российской диаспоре в деле сохранения и развития национальных культур и родных языков. С этой целью Российская Федерация принимает не противоречащие международному праву меры, с тем чтобы лица, принадлежащие к российской диаспоре имели надлежащие возможности для обучения на родном языке и использования достояний национальной культуры.

По согласованию с государствами проживания российской диаспоры, в соответствии с их законодательствами и на взаимной основе с ними Российская Федерация способствует созданию условий и организационных форм для получения образования на родном языке:

а) способствует сохранению и развитию русских и иных национальных школ народов Российской Федерации за рубежом, как государственных, так и общественно-государственных и частных; разработке программ и учебников на русском языке и языках народов Российской Федерации с учетом специфики государств проживания российской диаспоры;

б) способствует созданию и международному признанию высших учебных заведений за рубежом, осуществляющих образование на русском языке или языках народов Российской Федерации;

в) содействует подготовке квалифицированных специалистов для работы в зарубежных образовательных учреждениях, где преподавание ведется на русском языке или на языках народов Российской Федерации.

Российская Федерация принимает все необходимые меры, направленные на сохранение российского культурного наследия и культурного наследия российской диаспоры, поддержку национальных театров, музеев, других культурных учреждений, обеспечение сохранности памятников истории и культуры, осуществление международных контактов в этой сфере.

По согласованию с государствами проживания российской диаспоры в соответствии с их законодательством, на взаимной основе Российская Федерация способствует созданию российских культурно-информационных центров и обеспечивает их финансирование.

Материальная поддержка культурно-образовательных программ осуществляется Российской Федерацией через Фонд поддержки российских соотечественников посредством предоставления целевых грантов, условия предоставления которых определяются действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Фонда.

Статья 13. Поддержка Российской Федерацией российской диаспоры и содействие российским соотечественникам в информационной области

Российская Федерация содействует расширению информационного пространства на русском языке и языках народов Российской Федерации, развитию материальной базы средств массовой информации, вещающих или издающихся на русском языке и языках народов Российской Федерации.

Для поддержания информационных связей в самой российской диаспоре и между российской диаспорой и Российской Федерацией органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции:

а) проводят переговоры об условиях беспрепятственного функционирования российских средств массовой информации; оказывает поддержку средствам массовой информации российских соотечественников с учетом законодательства стран их проживания;

б) способствуют предоставлению периодическим изданиям, издающимся на русском языке и языках народов Российской Федерации, на безвозмездной основе материалов российских информационных агентств;

в) обеспечивают регулярное освещение в средствах массовой информации Российской Федерации проблем российской диаспоры и положения российских соотечественников.

Материальная поддержка негосударственных средств массовой информации, издающихся и вещающих на русском языке и языках народов Российской Федерации за пределами Российской Федерации осуществляется через Фонд поддержки российских соотечественников посредством предоставления целевых грантов, условия предоставления которых регулируется законодательством Российской Федерации и Уставом фонда, а также законодательством страны регистрации средства массовой информации.

Государственные средства массовой информации Российской Федерации, издающиеся или вещающие на русском языке и языках народов Российской Федерации вне ее пределов финансируются из бюджета Российской Федерации.

Статья 14. Гуманитарная помощь Российской Федерацией социально незащищенным группам российской диаспоры

Для оказания гуманитарной помощи социально незащищенным группам российской диаспоры за рубежом по согласованию с государствами проживания в соответствии с их законодательством и на взаимной основе Российской Федерации способствует формированию системы оказания гуманитарной помощи социально незащищенным группам российской диаспоры за рубежом.

Оказание гуманитарной помощи осуществляется Российской Федерацией через Фонд поддержки российских соотечественников посредством предоставления целевых грантов, условия предоставления которых определяются действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Фонда, а также по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

Статья 15. Содействие формам самоорганизации российской диаспоры

1. Используя политические и дипломатические средства, Российская Федерация поддерживает адекватные общепризнанным международным нормам формы самоорганизации российской диаспоры. В целях содействия обеспечению гражданских, политических, экономических и культурных прав российских соотечественников Российская Федерация поддерживает создаваемые ими в соответствии с законодательством страны проживания общественные объединения.

Российская Федерация содействует тому, чтобы права российских соотечественников на создание общественных объединений и ассоциаций и на обеспечение их беспрепятственного функционирования в государствах их проживания реализовывались эффективно и без какой-либо дискриминации.

Несоблюдение иностранным государством права российских соотечественников на создание общественных объединений, предусмотренных законодательством страны проживания, является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных международных правом мер по защите интересов российских соотечественников.

2. Российская Федерация поддерживает создание российских культурно-национальных автономий, как формы свободной реализации российской диаспорой своей культурной самобытности посредством создания на основе волеизъявления населения или по инициативе отдельных лиц культурно-национальных центров, обществ и землячеств.

Российская Федерация поддерживает создание национально-культурных автономий российской диаспоры как формы национально-культурного самоопределения, обеспечивающей, наряду с удовлетворением потребностей в области культуры, языка и образования, участие представителей российской диаспоры в органах местного самоуправления с целью защиты своих интересов.

3. Российская Федерация оказывает практическое содействие различным формам самоорганизации российских соотечественников.

Конкретным программам, осуществляемым общественными объединениями, культурными и национально-культурными автономиями российских соотечественников Российской Федерации оказывается помощь посредством предоставления Фондом поддержки российских соотечественников на конкурсной основе грантов, условия предоставления которых регулируется законодательством Российской Федерации и Уставом фонда, а также законодательством страны регистрации общественных объединений, культурных и национально-культурных автономий.

Глава 5. Представительство интересов российских соотечественников
в органах государственной власти Российской Федерации и координация
органами государственной власти Российской Федерации поддержки
российской диаспоры и покровительства российским соотечественникам

 

Статья 16. Представительство интересов российских соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации

При Федеральном Собрании Российской Федерации создается Совет соотечественников - орган представительства российских соотечественников.

Совет соотечественников ведет мониторинг положения российской диаспоры за пределами Российской Федерации; осуществляет экспертизу федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, затрагивающих законные интересы российской диаспоры и российских соотечественников.

Порядок избрания Совета соотечественников, его полномочия и порядок их осуществления определяются Положением о Совете соотечественников при Федеральном Собрании Российской Федерации, утверждаемым Федеральным законом.

Статья 17. Координация органами государственной власти Российской Федерации поддержки российской диаспоры и покровительства российским соотечественникам

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с целью представительства законных интересов российских соотечественников и координации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации по поддержке российской диаспоры и по покровительству российским соотечественникам создают Комиссии и/или федеральные органы исполнительной власти, действующие в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Глава 6. Финансовые основы поддержки российских соотечественников

 

Статья 18. Фонд поддержки российских соотечественников

1. В целях содействия проведению государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом Российская Федерация создает Фонд поддержки российских соотечественников.

Фонд поддержки российских соотечественников организуется и действует в соответствии с Уставом, утверждаемым Федеральным законом.

Финансовая деятельность Фонда подлежит ежегодной аудиторской проверке Счетной Палатой Российской Федерации.

2. Фонд финансирует на конкурсной основе согласно настоящему закону и Уставу Фонда через систему грантов разработку и осуществление программ, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Средства, выделяемые на поддержку российских соотечественников из государственного бюджета Российской Федерации, передаются в оперативное управление Фонду и могут расходоваться Фондом только для финансирования программ, определенных п. 2 настоящей статьи.

Средства, направляемые на поддержку российских соотечественников юридическими и физическими лицами Российской Федерации и иностранных государств, передаются в оперативное управление Фонду и могут расходоваться Фондом только для финансирования программ, определенных п.2 настоящей статьи.

Средства, упомянутые в частях 1, 2 настоящего пункта, не облагаются налогами.

Статья 19. Неконсолидированные источники финансирования программ поддержки российских соотечественников

Программы, поддержанные Фондом, но не финансируемые им в полном объеме, могут быть профинансированы российскими и иностранными юридическими и физическими лицами в объеме заявленных смет.

Безвозмездное направление средств на финансирование поддержанных Фондом программ является благотворительной деятельностью. Налогообложение юридических и физических лиц, осуществляющих безвозмездное направление средств на финансирование поддержанных Фондом программ, регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и иными федеральными законами.

Юридические и физические лица, ответственные за реализацию поддержанных Фондом программ, при поступлении средств сверх заявленных в смете обязаны перечислить излишек средств в Фонд.

Статья 20. Льготы и преференции лицам, участвующим в финансовом обеспечении поддержки российских соотечественников

1. При реализации Федеральных Программ Российской Федерации или размещении государственного заказа Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации, реализующие указанные Федеральные Программы или размещающие упомянутый государственный заказ, обязаны предоставлять государственный заказ, при прочих равных условиях, тем юридическим лицам и физическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и в течении 2-х лет оказывали материальную поддержку в объеме не менее 5 процентов налогооблагаемой прибыли программам, одобренным фондом поддержки российских соотечественников в соответствии со ст. 18 настоящего закона, либо в течение не менее двух лет перечисляли в Фонд поддержки российских соотечественников средства в объеме не менее 5 процентов налогооблагаемой прибыли.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут представлять кредиты и государственные гарантии по кредитам юридических лиц и физических лиц, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в объеме не превышающем объемы средств, направленных указанным юридическим или физическим лицам на финансирование программ одобренных Фондом в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального Закона.

2. Содействие предусмотренным настоящим Федеральным законом формам поддержки российской диаспоры и покровительства российским соотечественникам является благотворительной деятельностью.

Глава 7. Репатриация и эвакуация российских соотечественников

 

Статья 21. Право на репатриацию

1. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, имеет право на репатриацию.

2. Российский соотечественник, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, имеет право на репатриацию.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в Российской Федерации обязаны оказывать поддержку российским соотечественникам, выразившим желание репатриироваться, в реализации их права на репатриацию.

4. Порядок оказания поддержки репатриации, указанной в п.2 настоящей статьи, регулируется соответствующим Федеральным Законом и международными договорами Российской Федерации.

Статья 22. Право на эвакуацию

В случае возникновения угрозы их жизни, здоровью или личной безопасности на территории за пределами Российской Федерации вследствие стихийных бедствий, массовых беспорядков или военных действий российские соотечественники, постоянно проживающие и временно пребывающие на указанной территории, имеют право на эвакуацию и/или получение срочной гуманитарной помощи наравне с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или временно пребывающими на указанной территории.

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны обеспечить эвакуацию граждан Российской Федерации и российских соотечественников, постоянно проживающих и временно пребывающих на указанной в ч. 1 настоящей статьи территории и/или оказание им срочной гуманитарной помощи.

Глава 8. Заключительные и переходные положения

 

Статья 23. О вступлении настоящего федерального закона в силу

Настоящий Федеральный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 24. О порядке приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом

Федеральные законы, законы субъектов федерации, иные нормативные акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня его вступления в силу.

До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом правовые акты, указанные в ч. 1 настоящей статьи, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.