Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей ФИО3, ФИО4, при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании незаконным решения от "дата" о приостановлении государственной регистрации права собственности административного истца ФИО1 на земельный участок N в садоводческом товариществе "Авангард" г. Махачкалы и о возложении обязанности произвести регистрацию права за административным истцом, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по РД ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управление Росреестра по РД N КУВД-001/2020-31074748/1 от "дата" о приостановлении государственной регистрации права административной истицы ФИО1 на земельный участок N в с/т "Авангард" г. Махачкалы.
Обязать Управление Росреестра по РД в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление ФИО1 о регистрации права на земельный участок N в с/т "Авангард" г. Махачкалы.
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что административному истцу "дата" выделен земельный участок N в садоводческом товариществе "Авангард" г. Махачкалы, общей площадью 600 кв.м. Права истца на участок зарегистрированы в БТИ, ей выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на землю.
В декабре 2020 года истец обратилась в Управление Росреестра по РД с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок. Уведомлением Управления Росреестра по РД N КУВД-001/2020-31074748/1 от "дата" проведение государственной регистрации права приостановлено. В обоснование приостановления ответчиком указывается на то отсутствие в представленной доверенности полномочий на представление документов на государственную регистрацию. Кроме того, со ссылкой на пункт 5 часть 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" указывается на непредставление подлинников документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления Росреестра по РД по доверенности ФИО6 ставит вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с неправильным применением норм материального права и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Росреестра по РД по доверенности ФИО7 доводы жалобы поддержала и просила их удовлетворить. В свою очередь, административный истец ФИО1 и её представитель ФИО8 возражали против данного, указывая о законности судебного акта.
В силу положений ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно материалам дела, административный истец ФИО1 через своего представителя ФИО8 обратилась в Управление Росреестра по РД о регистрации права собственности на земельный участок N в с/т "Авангард" г. Махачкалы, общей площадью 600 кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по РД N КУВД-001/2020-31074748/1 от "дата" проведение государственной регистрации права приостановлено.
Решение о приостановлении мотивировано тем, что доверенность является административной и не содержит полномочий на представление документов на государственную регистрацию. Также, со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" указывается о не представлении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права (отсутствуют оригиналы правоустанавливающих документов).
Из материалов дела следует, что в Управление Росреестра по РД обратился представитель административного истца по нотариально удостоверенной доверенности ФИО8, а не сама ФИО1, которому адресовано обжалуемое решение Управления Росреестра по РД N КУВД-001/2020-31074748/1 от "дата".
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, со ссылкой на положения Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу, что названный Федеральный закон устанавливает единственное специальное требование к доверенности представителя - её нотариальное удостоверение.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, представитель ФИО8, действуя в интересах ФИО1, обращаясь в Управление Росреестра с указанным выше заявлением, не представил документы, подтверждающие полномочия на представление заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав на недвижимость в РФ производится на основании положений Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон от "дата" N 218-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, среди прочего, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, в том числе при выездном приеме (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление).
Для представления интересов гражданина в органах Росреестра по вопросам кадастрового учета и (или) регистрации его прав на объекты недвижимости, а также получения сведений ограниченного доступа из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) требуется доверенность (ч. 1 ст. 3.1, ч. 4 ст. 15, ч. 8 ст. 18, ч. 13 ст. 29, п. 2 ч. 13, ч. 1, 15 ст. 62 Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ).
Доверенность, выданная в целях подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также получения соответствующих документов, требует нотариального удостоверения (п. 1 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ; ч. 4 ст. 15, ч. 8, 12 ст. 18, ч. 13 ст. 29 Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от "дата" N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Порядок удостоверения доверенности регламентирован статьей 185.1 ГК РФ. Пункт 1 ст. 185.1 ГК РФ, устанавливает необходимость нотариального удостоверения доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами.
В п. п. 4.1 - 4.4. Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от "дата", перечислены основные требования к содержанию доверенности, в частности, доверенность может быть оформлена только на совершение правомерных действий, ее содержание не может противоречить требованиям законодательства; полномочия, передаваемые представителю, должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными; полномочия, изложенные в доверенности, не могут выходить за пределы правоспособности представляемого, предусмотренной законодательством; доверенность на представительство в суде должна составляться с учетом требований, содержащихся в ст. 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно 6.1 - 6.1 указанных Методических рекомендаций, доверенность должна быть совершена в письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК РФ); должна содержать: наименование документа; указание на место ее совершения (город (село, поселок, район), край, область, республика, автономная область, автономный округ полностью), а в случае удостоверения доверенности вне помещения нотариальной конторы - также адрес удостоверения; дату ее совершения (число, месяц и год совершения доверенности указываются прописью) (п. 1 ст. 186 ГК РФ, ст. 45.1 Основ); сведения о представляемом и представителе: в отношении физического лица должны быть указаны фамилия, имя и (при наличии) отчество полностью, место жительства (при наличии); в отношении юридического лица - полное наименование, адрес, место нахождения и (при наличии) регистрационный номер (ст. 45.1 Основ); полномочия представителя (ст. ст. 182, 185 ГК РФ); подпись представляемого или представителя юридического лица (ст. 44 Основ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ); а также может содержать: срок, на который она выдана (ст. 186 ГК РФ); указание на право или запрет передоверия, возможность или запрет последующего передоверия (п. 1 ст. 187 ГК РФ). Кроме того, в отношении физического лица в доверенности рекомендуется указывать иные сведения, индивидуализирующие личность, в частности, дату и место рождения; данные документа, удостоверяющего личность.
Если в доверенности предусматриваются полномочия в отношении конкретного имущества, то в ней необходимо указать индивидуальные признаки этого имущества (п. 4.5 указанных Методических рекомендаций).
В зависимости от характера и объема представляемых полномочий принято различать генеральные, специальные и разовые доверенности. Так, генеральные доверенности выдаются для управления и распоряжения имуществом доверителя, совершения всех возможных сделок, представительства перед третьими лицами. Специальные - уполномочивают на юридические действия в определенной сфере или для заключения ряда однородных сделок.
Полномочия на ведение гражданских, административных дел в судебных и иных компетентных органах недостаточны для представления интересов собственника, в частности, на распоряжение объектом недвижимости, если данное не следует из текста доверенности, поскольку по смыслу закона доверенность должна быть составлена таким образом, чтобы у третьего лица, для представительства перед которым она выдана, не оставалось сомнений в том, кто такой представляемый, кто представитель, каковы его полномочия.
Доверенность является документом, который не только подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, но и определяет условия и границы реализации этих прав.
Следовательно, вид и перечень полномочий, на которые оформлена доверенность, должны быть конкретными, то есть не допускающими неясность их толкования.
Между тем из содержания нотариально удостоверенной доверенности, выданной административным истцом ФИО1 представителю ФИО8, следует, что доверитель уполномочил ФИО8 лишь на ведение гражданских, административных дел в судебных и иных компетентных органах. Из текста доверенности не следует, что представитель ФИО8 наделен правом на распоряжение объектом недвижимости, принадлежащим административному истцу, в частности, полномочиями по обращению с заявлением о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для приостановления в предоставлении государственной услуги, указанные в обжалуемом уведомлении, соответствует требованиям закона, само обжалуемое уведомление законно и обоснованно.
Выводы суда первой инстанции об обратном судебная коллегия считает неправильными, несоответствующими обстоятельствам административного дела.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Данное следует и в части административных исковых требований об обжаловании решения о приостановлении со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" - не представление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права (отсутствуют оригиналы правоустанавливающих документов), поскольку с заявлением о государственной регистрации права в отношении имущества ФИО1 обратилось ненадлежащее лицо.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь ст. ст. 309-310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу административного ответчика Управления Росреестра по РД удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Дагестан о признании незаконным решения от "дата" о приостановлении государственной регистрации права собственности административного истца ФИО1 на земельный участок N в садоводческом товариществе "Авангард" г. Махачкалы и о возложении обязанности произвести регистрацию права за административным истцом, - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Махачкалы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.