Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 15 января 2004 г. N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аннина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав Законом Республики Адыгея "О налоге на имущество предприятий", Законом Республики Адыгея "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге", Законом Республики Адыгея "О поправках в статью 70 и главу 5 Конституции Республики Адыгея"

 

город Майкоп

15 января 2004 года

 

Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Купина В.А., судей Кулинченко О.М., Хазешук Н.А., заслушав в заседании заключение судьи Кулинченко О.М., проводившей на основании статьи 41 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение жалобы, установил:

1. В Конституционный Суд Республики Адыгея с жалобой на нарушение его конституционных прав отдельными законами Республики Адыгея обратился гражданин Аннин С. Н. Заявитель оспаривает конституционность Закона Республики Адыгея "О налоге на имущество предприятий", Закона Республики Адыгея "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге", Закона Республики Адыгея "О поправках в статью 70 и главу 5 Конституции Республики Адыгея", поскольку они подписаны исполняющим обязанности Президента Республики Адыгея - Премьер-министром Республики Адыгея, что, по мнению заявителя, не соответствует Конституции Республики Адыгея и нарушает его конституционное право платить только законно установленные налоги и сборы (статья 48 Конституции Республики Адыгея), а также право на принадлежность власти всему многонациональному народу Республики Адыгея (статья 2 Конституции Республики Адыгея).

2. Статьи 74, 78 (подпункт "о") Конституции Республики Адыгея устанавливают, что высшим должностным лицом Республики Адыгея и главой высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Президент Республики Адыгея, который, наряду с иными полномочиями, по согласованию с Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея назначает на должность Премьер-министра Республики Адыгея.

Согласно пункту 1 статьи 86 Конституции Республики Адыгея Премьер-министр Республики Адыгея организует текущую деятельность Кабинета Министров Республики Адыгея, представляет Кабинет Министров Республики Адыгея во взаимоотношениях с Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея, координирует деятельность министерств и других органов исполнительной власти Республики Адыгея, предлагает Президенту Республики Адыгея кандидатуры на должности министров Республики Адыгея, выполняет иные обязанности, возложенные на него Президентом Республики Адыгея.

Анализ содержания данной статьи Конституции Республики Адыгея во взаимосвязи с соответствующими вышеназванными статьями Конституции Республики Адыгея позволяет сделать вывод о том, что Президент Республики Адыгея как глава республики и глава ее исполнительной власти самостоятельно определяет круг полномочий, которыми он вправе наделять Премьер-министра Республики Адыгея.

3. Реализуя возложенные на него Конституцией Республики Адыгея обязанности, Президент Республики Адыгея издает указы и распоряжения (пункт 1 статьи 79 Конституции Республики Адыгея).

Указом Президента Республики Адыгея от 20 октября 2003 года N 164 "О возложении исполнения обязанностей Президента Республики Адыгея" исполнение обязанностей Президента Республики Адыгея на период его отпуска возложено на Премьер-министра Республики Адыгея, без каких-либо ограничений на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица республики.

Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания и, в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Конституции Республики Адыгея, опубликован в Собрании законодательства Республики Адыгея (октябрь 2003 г., N 10).

Таким образом, подписывая законы Республики Адыгея в качестве исполняющего обязанности Президента Республики Адыгея, Премьер-министр Республики Адыгея действовал в пределах прав, переданных ему Президентом Республики Адыгея.

4. Вместе с тем, Президент Республики Адыгея занимает особое место в системе институтов государственной власти Республики Адыгея и обладает особым конституционным статусом.

Президент Республики Адыгея как глава государства избирается населением и является постоянно действующим органом государственной власти республики (статья 74, пункт 1 статьи 76 Конституции Республики Адыгея).

В соответствии с Конституцией Республики Адыгея Президент Республики Адыгея обеспечивает стабильность конституционного строя, является гарантом Конституции Республики Адыгея, прав и свобод личности. В этих целях Президент Республики Адыгея наделяется соответствующими государственными полномочиями (статьи 78, 81 Конституции Республики Адыгея). Гарантиями деятельности Президента Республики Адыгея как главы государства служат правовые механизмы, обеспечивающие постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.

Если же в силу исключительных обстоятельств Президент Республики Адыгея временно не может исполнять свои обязанности, а также если их не может временно исполнять лицо, определенное самой Конституцией Республики Адыгея (пункт 5 статьи 82 Конституции Республики Адыгея) порядок временного исполнения обязанностей Президента Республики Адыгея в этом случае должен быть детально регламентирован непосредственно Конституцией Республики Адыгея.

Таким конституционным установлением будет юридически закреплена особая роль Президента Республики Адыгея как главы государства, избранного народом, от имени которого Президент Республики Адыгея осуществляет государственную власть (статья 2 Конституции Республики Адыгея).

5. В ходе предварительного исследования представленных материалов установлено, что заявитель, по существу, оспаривает факт подписания законов Республики Адыгея исполняющим обязанности Президента Республики Адыгея, полагая, что этим нарушаются его конституционные права, предусмотренные статьей 2, статьей 48 Конституции Республики Адыгея.

Статья 3 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" устанавливает, что Конституционный Суд Республики Адыгея рассматривает жалобы граждан в случае, если по отношению к ним в конкретном деле применен конкретный закон.

Изучив существо жалобы заявителя и приложенные к ней документы, Конституционный Суд Республики Адыгея не выявил нарушений конституционных прав гражданина Аннина С.Н. вышеназванными законами Республики Адыгея и не обнаружил документов, подтверждавших бы применение оспариваемых норм в его деле.

Следовательно, жалоба гражданина Аннина С.Н. на нарушение его конституционных прав Законом Республики Адыгея "О налоге на имущество предприятий", Законом Республики Адыгея "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге", Законом Республики Адыгея "О поправках в статью 70 и главу 5 Конституции Республики Адыгея" не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Республики Адыгея, поскольку она не является допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 43, частью 4 статьи 71, статьей 72.1 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аннина Сергей Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Обратить внимание Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея на необходимость конституционного урегулирования порядка временного исполнения обязанностей Президента Республики Адыгея в случаях, если Президент Республики Адыгея не может временно исполнять свои обязанности, а также если обязанности Президента Республики Адыгея не может временно исполнять иное лицо, предусмотренное Конституцией Республики Адыгея - Вице-Президент Республики Адыгея.

3. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".

 

Конституционный Суд Республики Адыгея

N 1-О

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 15 января 2004 г. N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аннина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав Законом Республики Адыгея "О налоге на имущество предприятий", Законом Республики Адыгея "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге", Законом Республики Адыгея "О поправках в статью 70 и главу 5 Конституции Республики Адыгея"


Текст определения опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 3", в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2004 г. N 1