Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-409/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" о признании не действующим в части Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 г. N 216-п, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2021 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" Булатова П.Ф, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 г. N 216-п утверждено Положение о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Служба).
В пункте 1 Положения о Службе (далее также - Положение) предусмотрено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
В разделе II Положения определены полномочия Службы, в частности в пункте 6.4 указано, что Служба осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор), а пунктом 6.14.4 (в редакции, действовавшей до 21 января 2022 г.) установлено, что Служба выдаёт предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в 6-месячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесённых в устав изменений обязательным требованиям. Предписания выдаются в установленной сфере деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - ООО "Чистый дом"), являясь организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, которой Службой выдано предписание об устранении выявленных нарушений Жилищного кодекса Российской Федерации, обратилось в суд с административным иском о признании приведённого пункта 6.14.4 Положения не действующим в части, позволяющей Службе выносить предписания, в которых оспаривается законность протоколов общего собрания собственников многоквартирного дома, ссылаясь на его противоречие части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту 1.1 пункта 1 статьи 8, статье 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, по мнению административного истца, органу регионального государственного жилищного надзора не предоставлены полномочия по вынесению такого рода предписаний.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2021 г. административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Чистый дом" просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Не соглашаясь с решением суда, административный истец настаивает на правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции.
Относительно апелляционной жалобы Службой и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Разрешение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственным государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа (подпункт 3 пункта 2 статьи 6, пункт 1 статьи 38 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 г.).
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 25 февраля 2003 г. N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции, действующей на дату принятия постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 г. N 216-п" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах своей компетенции принимает постановления (пункт 1 статьи 13); нормативные правовые акты Правительства автономного округа издаются исключительно в форме постановлений (пункт 2 статьи 13); официальным опубликованием законов автономного округа или иных нормативных правовых актов, составляющих правовую систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, считается публикация их полного текста в официальном печатном издании Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 1 статьи 40); официальными печатными изданиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых публикуются в том числе постановления Правительства автономного округа, являются "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и газета "Новости Югры" (пункт 1 статьи 42); законы и иные нормативные правовые акты автономного округа вступают в силу со дня их первого официального опубликования, если иное не установлено федеральными законами или не указано в самом акте (пункт 1 статьи 44).
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 г. N 216-п "О Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" официально опубликовано 30 июня 2012 г. в печатном издании "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", N 6 (часть II, том 1), ст. 678, и согласно пункту 3 данного постановления вступило в силу со дня его подписания, то есть с 25 июня 2012 г.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришёл к выводу, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие.
Как видно из материалов дела, 24 февраля 2021 г. Службой выдано предписание ООО "Чистый дом" как организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором предложено выполнить определённые мероприятия по устранению выявленных нарушений Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что в ходе проведённой проверки установлено распоряжение общедомовым имуществом многоквартирного дома без согласия 2/3 собственников помещений этого дома. В частности, указано, что изучением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу использования общего имущества данного дома установлено, что решение по этому вопросу принято при наличии 52, 5% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме вместо необходимых 66, 7%, что влечёт ничтожность решения собственников помещений в силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2021 г, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 сентября 2021 г, ООО "Чистый дом" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене указанного предписания (дело N А75-2719/2021).
Из материалов дела усматривается, что приведённая ситуация послужила поводом для обращения ООО "Чистый дом" в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьёй 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; требований к формированию фондов капитального ремонта; требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учёта используемых энергетических
ресурсов; требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наёмных домах социального использования (часть 1);
государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3);
организация и осуществление государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (часть 6);
при осуществлении государственного жилищного надзора может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) (часть 8).
В целях Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1 данного закона).
В пункте 1 части 2 статьи 90 указанного федерального закона предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
В соответствии с пунктом 45 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1670, в случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований органом государственного жилищного надзора после оформление акта выдаётся предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Сравнительный анализ пункта 6.14.4 Положения, относящего к компетенции Службы выдачу предписаний в установленной сфере деятельности об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в 6-месячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесённых в устав изменений обязательным требованиям, с действующим законодательством позволил суду сделать обоснованный вывод о том, что что оспариваемое правовое регулирование нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит, поскольку полностью согласуется с требованиями части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 45 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1670.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что выдача предписаний о прекращении нарушений обязательных требований действующим законодательством к полномочиям органа регионального государственного жилищного надзора не отнесена, вместе с тем, учитывает, что постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 января 2022 г. N 20-п "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 года N 216-п "О Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" пункт 6.14.4 изложен в следующей редакции: "выдаёт предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Предписания выдаются в установленной сфере деятельности", а потому выявленное несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, устранено до вступления в силу обжалуемого судебного акта.
Поскольку пункт 6.14.4 Положения содержит общие положения о выдаче Службой предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, суд обоснованно не усмотрел оснований для его проверки в порядке абстрактного нормоконтроля на соответствие части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту 1.1 пункта 1 статьи 8, статье 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на противоречие которым ссылается административный истец, поскольку соблюдение или несоблюдение Службой указанных норм может являться предметом судебной проверки при оспаривании конкретного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно пришёл к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений норм материального права, которые бы привели к неверному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.