Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Габдуллина Р.Г. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 15 ноября 2021 года, 30 декабря 2021 года кассационные жалобы администрации города Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, представление прокуратуры Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 8 июля 2021 года по административному делу N 2а-2197/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования "город Оренбург" к администрации муниципального образования "город Оренбург", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, выслушав мнение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего апелляционное определение подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Оренбурга (далее - административный истец, прокурор) в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования "город Оренбург" обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "город Оренбург" (далее - Администрация), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Управление) с вышеназванными требованиями.
В обоснование иска прокурор указал, что по сведениям средств массовой информации и многочисленным сообщениям граждан города о нарушениях требований законодательства об ответственном обращении с животными прокуратурой города Оренбурга установлено, что состояние законности в данной сфере не отвечает требованиям безопасного проживания жителей областного центра.
По данным министерства здравоохранения Оренбургской области зарегистрированы многочисленные случаи укусов граждан безнадзорными собаками. На территории города Оренбурга вводятся карантины.
11 января 2021 года между Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и администрацией муниципального образования "город Оренбург" заключено соглашение N 40-21-с о предоставлении субвенций из областного бюджета муниципального образования на осуществление отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В 2020 году на реализацию указанных полномочий муниципальному образованию "город Оренбург" выделено 1 527 000 рублей.
Бюджетом Оренбургской области на 2021 год и соглашением N 40-21-с предусмотрено финансирование в сумме 2 259 700 рублей на рассматриваемые цели.
В соответствии с Положением об управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 187, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обеспечивает исполнение переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных, их содержания и (или) умерщвления на территории города Оренбурга.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга в 2020 году было заключено два муниципальных контракта с единственным поставщиком АНО "Зоозабота" на оказание услуг по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев со сроком исполнения до 31 декабря 2020 года. Условиями контрактов предусмотрен отлов 118 животных, что не обеспечивает потребность муниципального образования с учетом количества безнадзорных животных, а также фактов нападения указанных животных на людей. Согласно информации, предоставленной 29 января 2021 года Управлением, отлов животных без владельцев в январе-марте 2021 года не осуществлялся. В Единой информационной системе в сфере закупок извещение администрации города Оренбурга о закупке на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев опубликовано только 16 февраля 2021 года.
По мнению прокурора, Администрацией не организованы мероприятия по отлову, содержанию безнадзорных животных в приютах, обеспечению их вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, что способствует причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города Оренбурга и требует незамедлительного принятия мер направленных на обеспечение состояния законности в рассматриваемой сфере. Администрация мер по надлежащей организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "город Оренбург" не предпринимает, что свидетельствует о неэффективности исполнения возложенных обязанностей. Указанное бездействие нарушает права населения муниципального образования "город Оренбург", связанного с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
В связи с этим, обратившись в суд, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "город Оренбург", Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации города Оренбурга по неосуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории городского округа и необеспечению исполнения переданных государственных полномочий при организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Оренбурга, несоответствующим требованиям Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Оренбургской области от 26 марта 2015 года N 198-п "Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев", статьи 2 Закона Оренбургской области от 12 ноября 2014 года N 2703/762-V-O3 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", нарушающим права неопределенного круга лиц;
возложить на администрацию муниципального образования "город Оренбург", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обязанность осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа и обеспечить исполнение переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Оренбурга в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Оренбургской области от 26 марта 2015 года N 198-п "Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев", статьи 2 Закона Оренбургской области от 12 ноября 2014 года N 2703/762-V-O3 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев"; возложить на администрацию муниципального образования "город Оренбург", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обязанность создать за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации ? Оренбургской области приют для животных без владельцев на территории муниципального образования "город Оренбург", соответствующий требованиям Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Оренбургской области от 13 марта 2020 года N 176-пп "Об утверждении правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Оренбургской области".
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Оренбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, муниципального образования "город Оренбург" к администрации муниципального образования "город Оренбург", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 8 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска прокурора с приведенной в судебном акте формулировкой.
В кассационной жалобе администрация города Оренбурга, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга ставят вопрос об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права, просят оставить в силе решение суда первой инстанции по мотиву несогласия с выводами суда апелляционной инстанции о допущенном административными ответчиками неправомерном бездействии.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение суда апелляционной инстанции в той части, в которой отказано в удовлетворении его требований о возложении на административных ответчиков обязанности создать приюты для животных без владельцев на территории муниципального образования город Оренбург, и направить в этой части дело на новое рассмотрение.
В обоснование этого прокурор утверждает, что необходимость создания в указанном муниципальном образовании приютов для животных без владельцев обусловлена положениями санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы... "), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, а также требованиями статьей 230, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Оренбургской области от 12 ноября 2014 года N 2703/762-V-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении административных дел, по мнению судебной коллегии, не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией муниципального образования "город Оренбург" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга в период времени с 2020 года по март 2021 года в пределах своих полномочий принимались меры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и обеспечению исполнения переданных государственных полномочий. Посредствам размещения заказов на оказание услуг по организации проведения мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Оренбурга были заключены муниципальные контракты (прямые договоры). Отсутствие заявок со стороны участников электронного аукциона как бездействие администрации муниципального образования "город Оренбург" и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга не расценено.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что административными ответчиками, кроме проведения электронных аукционов в 2020 году, в феврале и марте 2021 года и четырех заключенных контрактов на отлов ограниченного количества животных в период времени с 2020-2021 годы, иные действия, направленные на исполнение переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, не осуществлялись.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части требований прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности по созданию приюта для животных без владельцев на территории муниципального образования "город Оренбург", суд апелляционной инстанции посчитал, что в соответствии с положениями нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, создание приютов для безнадзорных животных (организация приютов для безнадзорных животных) является правом муниципального образования, а не его обязанностью.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции вытекающими из правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.
Так, отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются положениями Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ).
В силу статьи 17 упомянутого федерального закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя:
отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи данного федерального закона;
возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 данной части;
размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
В соответствии с подпунктом 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по осуществлению полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В то же время статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
При этом положениями статьи 19 названного Закона регламентирован порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 12 ноября 2014 года N 2703/762-V-O3 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Оренбургской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных домашних животных" (далее - Закон N 2703/762-V-O3) органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделяются отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия).
Как следует из содержания части 2 упомянутой статьи поименованного закона, государственные полномочия, передаваемые в соответствии с частью 1 названной статьи, включают в себя организацию проведения следующих мероприятий:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 этой части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 2703/762-V-O3 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны, в том числе, осуществлять переданные им государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с этим Законом и другими нормативными правовыми актами.
Согласно Уставу муниципального образования "город Оренбург", принятому решением Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 года N 1015, органы местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с Положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 187, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга обеспечивает исполнение переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных, их содержания и (или) умерщвления на территории города Оренбурга.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом апелляционной инстанции, по данным МУ МВД России "Оренбургское" по состоянию на 23 июня 2021 года в муниципальном образовании "город Оренбург" зарегистрировано 443 случая нападения бездомных собак на граждан, за медицинской помощью обратилось 140 граждан.
Согласно представленным в материалы дела сведениям объем субвенций на 2020 год выделенных из областного бюджета муниципального образования "город Оренбург" на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев составил 1 527 000 рублей, освоение бюджетных ассигнований администрацией города Оренбурга составило 38, 4 % (869 000 рублей); объем субвенций на 2021 год составил 2 259 700 рублей.
В соответствии с соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и администрацией города Оренбурга, на отлов животных без владельцев в 2020 году было предусмотрено 2 547 тыс. рублей.
В 2020 году УЖКХ администрации г. Оренбурга на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационнотелекоммуникационной сети Интернет объявлено проведении 8 электронных аукционов (с мая по октябрь 2020 года). Электронные аукционы не состоялись в связи с отсутствием поступивших заявок на участие.
В 2020 году на оказание услуг по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Оренбурга было заключено 2 муниципальных контракта с АНО "Зоозабота", в рамках данных контрактов отловлено и стерилизовано 118 животных.
Освоение бюджетных ассигнований в 2020 году администрацией города Оренбурга составило 38, 4 % (чуть менее 869 тыс. рублей), остаток не использованных средств составил более 1 390 тыс. рублей.
При наличии средств бюджета на исполнение государственных полномочий администрацией города Оренбурга закупка на оказание услуг по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Оренбурга для нужд УЖКХ администрации города Оренбурга объявлена только 16 февраля 2021 года.
19 марта 2021 года Управлением ЖКХ администрации г. Оренбурга и автономной некоммерческой организацией по защите животных "Мы нашли вам друга" заключен муниципальный контракт на оказание услуг по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Оренбурга.
Администрация города Оренбурга, УЖКХ администрации города Оренбурга не представлено сведений об исполнении заключенных контрактов, акты отлова с указанием фактического количества отловленных животных не составлялись.
Контроль за количеством особей на территории городского округа административными ответчиками не ведется.
Расчетов, заявок, предложений об увеличении финансирования переданных государственных полномочий, перераспределения средств неиспользованной субвенции в Правительство Оренбургской области, соответствующие министерства Оренбургской области не направлялись. Доказательств обратного административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Учитывая приведенные обстоятельства и положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что административными ответчиками надлежащие мероприятия по выполнению переданных им в соответствии с Законом N 2703/762-V-O3 государственных полномочий на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории данного муниципального образования, не осуществлялись.
При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, заключение муниципального контракта на отлов 118 животных без владельцев, проведение электронных аукционов в 2020 году, феврале и марте 2021 года, и четырех заключенных контрактов на отлов ограниченного количества животных в период времени с 2020-2021 годов, не может повлиять на благоприятное проживание жителей города, и свидетельствовать о принятии мер по выполнению возложенной законом обязанности по отлову и содержанию животных без владельцев.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о допущенном административными ответчиками бездействии, влекущем нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом судебная коллегия отмечает, что суд апелляционной инстанции, возложив на административных ответчиков обязанность по осуществлению переданных им государственных полномочий в соответствии со статьями 1, 2, 4 Закона Оренбургской области от 12 ноября 2014 года N 2703/762-V-O3 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", фактически определилнадлежащий способ устранения допущенного органами исполнительной власти местного самоуправления бездействия и нарушения закона.
Так, как указано выше, часть 2 статьи 2 Закона Оренбургской области N2703/762-V-O3 помимо иных обязанностей, возлагает на органы местного самоуправления, в том числе обязанность по содержанию животных без владельцев в приютах для животных; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев.
В свою очередь ни указанным региональным законом, ни федеральными законами не определен конкретный способ исполнения названных государственных полномочий органами местного самоуправления.
Как следует из содержания части 3 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
Следовательно, органы местного самоуправления для исполнения возложенных на них Законом Оренбургской области N2703/762-V-O3 государственных полномочий не лишены возможности воспользоваться услугами частных приютов для животных.
Приведенные в упомянутой статье полномочия фактически возлагают на органы местного самоуправления обязанность принять меры либо по созданию муниципальных приютов для животных либо воспользоваться услугами частных приютов.
Исходя из этого судебная коллегия полагает, что фактически требования прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности по созданию приютов являются ничем иным как определением способа исполнения названных государственных полномочий органами местного самоуправления и их удовлетворение повлечёт вмешательство в полномочия и компетенцию органа местного самоуправления, что в силу закона недопустимо.
Кроме этого, судебная коллегия соглашается с суждениями суда апелляционной инстанции о том, что исходя из содержания части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" создание приютов для животных, их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации является правом органа государственной власти субъектов Российской Федерации, которое применительно к рассматриваемому административному делу административным ответчикам не передано.
Данные обстоятельства исключали возможность удовлетворения судом апелляционной инстанции заявленных прокурором требований в полном объеме.
Доводы авторов кассационных жалоб и представления, изложенные ими обстоятельства являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили с его стороны надлежащую правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о нарушении им норм права при принятии обжалуемого судебного акта, сводятся к иной оценке заявителями фактических обстоятельств, что само по себе не свидетельствует о наличии в принятом по делу судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Таким образом, апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационные жалобу и представление - подлежащими отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 8 июля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Оренбурга, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, представление прокуратуры Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 марта 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.