Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2022 г. по делу N 16-273/2022-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. на вступившее в законную силу решение судьи суда Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года, вынесенное в отношении Фёдоровой Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года, Фёдорова Т.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи суда Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. от 29 марта 2021 года и решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. просит решение судьи суда Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года отменить, оставив в силе постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. от 29 марта 2021 года и решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года, ссылаясь на наличие в действиях Фёдоровой Т.В. состава административного правонарушения.
Фёдорова Т.В, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше акты, возражений не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 стати 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1статьи 39.1 Федерального закона от 26 июля N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела, УФАС по НАО в период с 16 октября 2018 года по 21 декабря 2018 года проведена плановая документарная проверка деятельности МБУ "Чистый город", в результате которой установлено, что в п. 2.2. Устава МБУ "Чистый город" определены основные виды деятельности данного учреждения, которые в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", включив в Устав учреждения деятельность, относящуюся к вопросам местного значения, наделила хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления, в связи с чем имеются признаки нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
16 мая 2019 года УФАС по НАО вынесла в адрес администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" предупреждение о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 25 июня 2019 года привести в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства п. 2.2 устава МБУ "Чистый город" посредством исключения из него норм, позволяющих данному хозяйствующему субъекту осуществлять функции органа местного самоуправления.
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" не исполнила предупреждение, обжаловав его в судебном порядке.
В связи с неисполнением предупреждения 2 июля 2019 года УФАС по НАО возбуждено дело по признакам нарушения администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" требований части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по НАО от 31 июля 2020 г. администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" признана нарушившей ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и ей выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения ч. 3 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ и приведении п. 2.2 Устава МБУ "Чистый город" в соответствии с нормами действующего законодательства путем исключения норм, позволяющих ему осуществлять функции органа местного самоуправления.
Отменяя постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. от 29 марта 2021 года и решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 июня 2021 года и прекращая производство по делу, судья суда Ненецкого автономного округа обоснованно исходил из того, что Фёдорова Т.В, которая с 15 марта 2017 года не является главой МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", по объективным причинам не могла исполнить предупреждение комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по НАО от 16 мая 2019 года и тем самым на основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ избежать привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены или изменения оспариваемого решения, не установлено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи суда Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года, вынесенное в отношении Фёдоровой Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.