Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу законного представителя МБУ "Чистый город" директора Попова Никиты Аркадьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 10 декабря 2021 г., решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 февраля 2022 г., вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБУ "Чистый город" Попова Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 10 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 февраля 2022 г, директор МБУ "Чистый город" Попов Н.А. признан виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Попов Н.А. просит отменить судебные акты, заменить назначенное ему наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении; которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей; не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Как усматривается из материалов дела, на основании плана контрольных мероприятий на 2021 год, в период с 14 сентября 2021 г..по 14 октября 2021 г..в МБУ "Чистый город" МО "Барышское городское поселение", расположенном по адресу: Ульяновская область, г..Барыш, ул. Пионерская, д. 6, проведено контрольное мероприятие по вопросу законности и результативности использования средств местного бюджета, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В ходе проверки были выявлены нарушения требований к ведению бухгалтерского учета, повлекшие представление бухгалтерской отчетности за 2020 г..с содержанием значительного искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также грубые нарушения требований по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета за 2020 г, в частности: 1) на основании постановления администрации МО "Барышский район" N 222-А от 22.04.2020 г..и распоряжения КУМИЗО МО "Барышский район" N от 23.04.2020 г..МБУ "Чистый город" МО "Барышское городское поселение" в оперативное управление передан мусоровоз КО44ОА, портальный, ПТС N "адрес", балансовой стоимостью 900 000 рублей, однако по данным бухгалтерского учета балансовая стоимость данного транспортного средства числится в сумме 90 000 рублей. Занижение стоимости основного средства на 810 000 рублей привело к искажению данных годовой бухгалтерской отчетности, а именно баланса ф.0503730 за 2020 г..по строке 010 "Основные средства" на сумму 810 000 рублей или на 6%, что является нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и классифицируется как значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
При проверке правильности начисления амортизации по основным средствам было установлено, что в апреле 2020 г..неверно начислена амортизация по учету транспортных средств (неверно учтена амортизация по переданному в оперативное управление мусоровозу "данные изъяты", портальный, ПТС N остаточной стоимостью 0 рублей). Разница составила 809999, 43 рублей. Таким образом, амортизация была занижена, что привело к искажению бухгалтерской отчетности, а именно баланса ф.0503730 за 2020 г..по строке 020 "Уменьшение стоимости основных средств" на сумму 809999, 43 рублей или на 7, 2%, что является нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и классифицируется как значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности. На основании постановления администрации МО "Барышский район" N427-А от 11.09.2020, распоряжения КУМИЗО МО "Барышский район" N225 от 15.09.2020 в МБУ "Чистый город" МО "Барышское городское поселение" передано в оперативное управление транспортное средство "данные изъяты"- автокран, 1990 года выпуска, балансовой стоимостью 102308, 50 руб. Согласно Отчету N от 19.10.2020 "Об оценке рыночной стоимости", составленного ИП ФИО1, между МБУ "Чистый город" МО "Барышское городское поселение" и ИП ФИО1 был заключен договор на оказание услуг по оценке, однако данный договор не числится по данным бухгалтерского учета (не числится в регистрации, лимиты не выделялись, оплата не проходила, в кредиторской задолженности не числится). Согласно Отчету N от 19.10.2020 рыночная стоимость "данные изъяты"- автокран, 1990 года выпуска, определена в размере 51 000 рублей.
Продажа машины за 51 000 рублей была произведена в июне 2021 г, что подтверждает договор купли-продажи транспортных средств N от 07.06.2021, заключенный с ФИО2 Однако по данным бухгалтерского учета балансовая стоимость данного транспортного средства была списана с баланса учреждения в сумме 102308, 50 рублей уже в октябре 2020 г..и учтена переоценка в сумме 51000 рублей. Сделка по продаже транспортного средства не согласовывалась с учредителем (отсутствуют письма в администрацию МО "Барышский район" и документы о согласовании продажи в КУМИЗО МО "Барышский район"), акт о списании автотранспортного средства не оформлялся. Таким образом, в регистрах бухгалтерского учета зарегистрировано несуществующее обязательство, не имеющий места факт хозяйственной жизни на сумму 51 000 рублей, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и классифицируется как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г..Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г..Орска Оренбургской области, от 24 декабря 2020 г..вступило в законную силу по истечении десяти суток после даты возвращения в судебный участок, то есть 26 февраля 2021 г..
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения директора МБУ "Чистый город" Попова Н.А. к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 15.15.6 названного Кодекса.
Вывод мирового судьи о наличии в деянии директора МБУ "Чистый город" Попова Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Попова Н.А, не усматривается.
Таким образом, действия Попова Н.А. образуют объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. При этом согласно статье 3 Закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
Согласно главе 5 Устава МБУ "Чистый город" МО "Барышское городское поселение", учреждение на принципе единоначалия возглавляет директор, который, в том числе, подписывает финансовые документы, обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины, организует ведение бухгалтерского учета и отчетности учреждения.
Таким образом, директор МБУ "Чистый город" Попов Н.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Попову Н.А. в пределах санкции частей 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением.
Порядок привлечения директора МБУ "Чистый город" Попова Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Барышского района Барышского судебного района Ульяновской области от 10 декабря 2021 г, решение судьи Барышского городского суда Ульяновской области от 18 февраля 2022 г, вынесенные в отношении директора МБУ "Чистый город" Попова Никиты Аркадьевича по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Попова Н.А - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.