Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4126 Поскольку общество не является участником правоотношений, регулируемых законодательством об отходах производства и потребления, у него отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4126
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ООО "СтройОфисСервис" - Хомченко А.Н. директор, протокол собрания N 4 от 16.09.04, от Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края - Ганченкова И.В. представитель по дов. N 4.1.2.28-8283 от 12.10.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СтройОфисСервис" на постановление от 18.08.2005 по делу N А73-5766АП/2005-20 (АИ-1/907/05-5) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройОфисСервис" к Управлению охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Резолютивная часть постановления оглашена 23 ноября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2005 года.

В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "СтройОфисСервис" (далее - Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 30.05.2005 N 411А (далее - административный орган) о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. по основаниям, предусмотренным ст. 8.1. КоАП РФ.

Решением от 05.07.2005 требования заявителя удовлетворены, постановление административного органа признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу, что Общество не является участником правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и, что у него отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2005 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований ООО "СтройОфисСервис" отказано.

В кассационной жалобе ООО "СтройОфисСервис" предлагает постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить в силе.

Заявитель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка квалификации правонарушения, вмененного Обществу. ООО "СтройОфисСервис" привлечено к административной ответственности по статье 8.1. КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. В то же время статья 8.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, то есть образует самостоятельный состав административного правонарушения. Судом не дана оценка объективной стороне состава правонарушения, связанного с действиями по невыполнению требований по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушено требование п. 6 ст. 205 АПК РФ.

Кроме того, заявитель жалобы полагает, что ввиду малозначительности совершенного правонарушения суду апелляционной инстанции следовало применить ст. 2.9 КоАП РФ.

В отзыве на жалобу и в заседании суда кассационной инстанции Управление охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края доводы заявителя жалобы отклонило и просило постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Согласно статье 8.1. КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, планировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Как видно из материалов дела, 27.05.2005 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы Сипиным А.А. при проведении проверки деятельности и соблюдения природоохранного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью "СтройОфисСервис" было установлено отсутствие лимитов на размещение отходов производства и потребления.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 411А, на основании которого и принято постановление от 30.05.2005 N 411А о привлечении ООО "СтройОфисСервис" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. по основаниям, предусмотренным ст. 8.1. КоАП РФ.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 14 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии со статьей 18 вышеуказанного закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляется деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в целях реализации статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).

Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещение, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (пункт 4 Правил).

Как видно из материалов дела, в том числе договора о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью, от 04.12.2003 N 4, пролонгированного до 31.12.2005, арендатор - ООО "СтройОфисСервис" оплачивает Арендодателю - Хабаровской краевой организации переработчиков отходов производства и потребления - затраты по предоставлению эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг пропорционально занимаемым помещениям в соответствии с прилагаемым к договору расчетом стоимости аренды. Вывоз твердых бытовых отходов производится арендодателем. Расходы по вывозу твердых бытовых отходов входят в размер арендной платы.

ООО "СтройОфисСервис" правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 8.1. КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, поскольку на момент проведения проверки у Общества отсутствовали лимиты на размещение отходов производства и потребления.

Довод заявителя жалобы о том, что правонарушение, зафиксированное в протоколе N 411А от 27.05.2005, следовало квалифицировать по ст. 8.2. КоАП РФ, является несостоятельным. Указанная норма предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при непосредственном обращении с отходами производства и потребления, тогда как ст. 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий, предшествующих деятельности, в процессе которой образуются отходы.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд апелляционной инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции от 18.08.2005 по делу N А73-5766АП/2005-20 (АИ-1/907/05-5) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4126


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании