Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 сентября 2006 г. N Ф03-А24/06-1/2625 Суд удовлетворил встречный иск о признании права собственности городского муниципального образования на здания кинотеатров, относящихся к государственной собственности области, т.к. учреждения и объекты культуры относятся к муниципальной собственности (извлечение) (отменено)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 сентября 2006 г. N Ф03-А24/06-1/2625
(извлечение)


Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 2358/06/06 настоящее Постановление отменено


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации Камчатской области, ГУП "Камчаткиносервис", ООО "Альфа-Союз": Пищик В.А., представитель по доверенностям от 10.08.2006 N 05/75, от 29.05.2006 б/н, от 11.07.2005 N 2, от Комитета по управлению имуществом по г. Петропавловск-Камчатскому, Петропавловск-Камчатского городского округа: Препелица И.А., заместитель главы городского округа по доверенностям от 25.08.2006 б/н, 28.08.2006 N 01-14/1380, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа на решение от 28.02.2006, постановление от 31.05.2006 по делу N А24-3726/02, 869/04-07 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области к Комитету по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского о признании права собственности.

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 01.09.2006.

В судебном заседании кассационной инстанции 15.08.2006 объявлялся перерыв дважды: до 17-10 22.08.2006 и до 17-20 29.08.2006 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Комитет по управлению государственном имуществом Камчатской области (истец первоначального иска) обратился в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского о признании права собственности на здания кинотеатров: "Парус" и "Камчатка", расположенных по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября 16/1, ул. Ленинская 64 в связи с тем, что эти объекты с момента ввода в эксплуатацию являются государственной собственностью Камчатской области, а ответчик не включил здания названных кинотеатров в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

При рассмотрении дела принимали участие в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Петропавловск-Камчатская городская Дума, Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Камчатской области, Территориальное Управление Минимущества РФ по Камчатской области, ГУП "Камчаткиносервис" и ООО "Альфа-Союз".

В свою очередь Комитет по управлению имуществом г. Петропавловск-Камчатского обратился в арбитражный суд с встречным иском о признании права собственности Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования на здания этих же кинотеатров, ссылаясь в обоснование иска на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложение N 3 к нему.

Решением суда от 14.04.2005, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2005, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен частично: признано право муниципальной собственности на здание кинотеатра "Камчатка" в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, а в признании права муниципальной собственности на здание кинотеатра "Парус" отказано, в связи с его отсутствием.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.11.2005 решение от 14.04.2005 и постановление от 07.07.2005 в части отказа в признании права муниципальной собственности на здание кинотеатра "Парус" отменено, и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Определением арбитражного суда от 24.01.2006 в порядке ст. 48 АПК РФ заменено третье лицо: Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Камчатской области на Главное управление Федеральной регистрационной службы по Камчатской области и КАО.

Решением суда от 28.02.2006, произведена замена Комитета по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского - на Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа; Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования - на Петропавловск-Камчатский городской округ; Петропавловск-Камчатской городской думы - на Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа; Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Камчатской области - на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области.

В удовлетворении первоначального и встречного исков в части признания права собственности на здание кинотеатра "Парус" отказано, поскольку спорный объект недвижимого имущества не существует, а возведенные в ходе реконструкции фундамент и каркасные конструкции являются частью нового возводимого объекта недвижимости - развлекательного комплекса "Парус".

Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2006 решение суда оставлено без изменения.

Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке, определенном ст.ст. 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, который просит решение от 28.02.2006 и постановление от 31.05.2006 отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в иске КУГИ к КУМИ о признании права государственной собственности на спорное здание кинотеатра и признании на него права муниципальной собственности за Петропавловск-Камчатским городским округом.

Заявителем в обоснование жалобы приведены доводы о том, что бесспорна принадлежность зданий двух кинотеатров "Камчатка" и "Парус" к муниципальной собственности в силу п. 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Суд исследовал материалы дела и признал факт реконструкции здания кинотеатра "Парус" общеизвестным, но сделал вывод о его отсутствии.

По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно сослался на ответ ГУП "Камчатское областное БТИ" от 30.01.2006 об отсутствии здания кинотеатра "Парус" на техническом учете, поскольку зарегистрированное право хозяйственного ведения на спорное здание подтверждает его существование в действительности (юридически).

Кроме того в заключении Управления Главгосэкспертизы России от 27.06.2005 N 1.11-105 давалась оценка представленной застройщиком проектно-сметной документации, содержащей технические характеристики и поэтажное описание процесса реконструкции объекта. Рабочий проект называется "Кинотеатр "Парус" (реконструкция)".

Представители заявителя жалобы в судебных заседаниях кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе, дав по ним пояснения.

Представитель администрации Камчатской области, ГУП "Камчаткиносервис", ООО "Альфа-Союз" в судебных заседаниях кассационной инстанции выразила правовую позицию представляемых ею организаций, по мнению которых, п. 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 об отнесении спорного объекта к муниципальной собственности в данном споре неприменим.

Кроме того ГП "Камчаткиносервис" создано 14.02.1992, на его балансе находился объект, зарегистрированный на праве хозяйственного ведения до вступления в силу распоряжения Президента РФ N 114-рп от 18.03.1992.

Комитет по управлению имуществом г. Петропавловск-Камчатского разработал перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, который утвержден решением Малого Совета Петропавловск-Камчатсткого городского Совета народных депутатов от 07.07.1992 N 16/158, но не включил в него здания кинотеатров. Вместе с тем документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр.

По мнению ООО "Альфа-Союз", заявителем жалобы неправильно дано толкование и применение положений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", в результате чего считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречного иска о признании права муниципальной собственности на спорное здание, и удовлетворить первоначальное исковое заявление КУГИ Камчатской области.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив правильность применения норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы и отмене решения и постановления на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ с принятием нового решения исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, здание кинотеатра "Парус" построено в 1981 году и использовалось по назначению Управлением кинофикации Камчатского облисполкома.

В соответствии с распоряжением градоначальника г. Петропавловск-Камчатского N 137-р от 25.02.1992 здание кинотеатра "Парус" передано в хозяйственное ведение ГП "Камчаткиносервис", созданное согласно постановлению главы администрации Камчатской области 14.02.1992. Затем ГП "Камчаткиносервис" и ООО "Альфа-Союз" заключили инвестиционный контракт на создание развлекательного комплекса "Парус" путем реконструкции (модернизации) здания кинотеатра.

Отказывая в удовлетворении первоначального и встречного исков, суд исходил из того, что прежнее здание кинотеатра снесено, а в ходе реконструкции создается новый объект недвижимости взамен прежнего.

Вывод суда о реконструкции спорного здания подтверждается материалами дела: заключением начальника инспекции государственного архитектурно-строительного надзора от 30.06.2005 N 180/40, актом комиссионного осмотра обследования объекта кинотеатра "Парус" от 30.06.2005, фотографиями, а также заключением Управления Главгосэкспертизы России от 27.06.2005 N 1.11-105.

Между тем согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.01.2004 зарегистрировано право хозяйственного ведения на спорное здание кинотеатра за ГУП "Камчаткиносервис" с указанием о том, что права на данный объект недвижимого имущества оспариваются в судебном порядке.

На момент подачи иска объект существовал, производилась его реконструкция. Спорный объект недвижимости не прекратил свое существование в установленном порядке, предусмотренном Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Поэтому вывод суда о строительстве нового объекта противоречит фактически установленным обстоятельствам по делу о реконструкции здания кинотеатра "Парус".

Согласно пункту 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" учреждения и объекты культуры относятся к муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах включение в состав муниципальной собственности здания, являющегося объектом культуры, соответствует законодательству, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении встречного иска.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

решение от 28.02.2006, постановление от 31.05.2006 по делу N А24-3726/02, 869/04-07 Арбитражного суда Камчатской области отменить.

В удовлетворении первоначального иска отказать.

Встречный иск удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности на здание кинотеатра "Парус", расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября 16/1 за Петропавловск-Камчатским городским округом.



Спор возник по поводу разграничения государственной и муниципальной собственности на здание кинотеатра. Суд федерального округа отменил судебные акты нижестоящих инстанций и, признав право муниципальной собственности на спорный объект, пояснил следующее.

Отказывая в признании права муниципальной собственности на здание кинотеатра, суды исходили из того, что прежнее здание снесено, а в ходе реконструкции создается новый объект недвижимости взамен прежнего. Между тем на момент возникновения спора объект существовал, производилась его реконструкция. Спорный объект недвижимости не прекратил свое существование в установленном порядке, предусмотренном Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Поэтому вывод суда о строительстве нового объекта противоречит фактически установленным обстоятельствам по делу о реконструкции здания кинотеатра. Поскольку согласно п. 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" учреждения и объекты культуры относятся к муниципальной собственности, то включение в состав муниципальной собственности здания, являющегося объектом культуры, соответствует законодательству.


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 сентября 2006 г. N Ф03-А24/06-1/2625


Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 2358/06/06 настоящее Постановление отменено


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.