Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3471
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя НОУ г. Владивостока средняя школа-детский сад "Д": Веклич А.Ю., представитель по доверенности от 01.08.2007 б/н от ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока: Гах И.Г., представитель по доверенности от 09.01.2007 N 4, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Негосударственного общеобразовательного учреждения г. Владивостока средняя школа-детский сад "Д", Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока на решение от 21.02.2007, постановление от 05.06.2007 по делу N А51-14974/06 8-358 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Негосударственного общеобразовательного учреждения г. Владивостока средняя школа-детский сад "Д" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока о признании недействительным решения в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2007 года.
Негосударственное общеобразовательное учреждение г. Владивостока средняя школа-детский сад "Д" (далее - НОУ "Д", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.10.2006 N 109-р/85 в части: доначисления единого налога при применении упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог) в размере 96516 руб. и соответствующих ему пеней; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 19303,20 руб.; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб.
Решением суда от 21.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.06.2007, решение инспекции признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, как несоответствующее налоговому законодательству. В удовлетворении остальных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что налогоплательщик, применяя упрощенную систему налогообложения, необоснованно не исчислял и не уплачивал единый налог.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, НОУ "Д" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что денежные средства, поступающие за обучение в качестве оплаты, являются выручкой и в силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ подлежат налогообложению при применении упрощенной системы налогообложения. По мнению учреждения, данные денежные средства носят целевой характер, являются источником финансирования уставной деятельности и не могут признаваться доходами.
Инспекция в кассационной жалобе, просит отменить решение суда в части признания недействительным решения по пункту 1 статьи 126 НК РФ, как несоответствующее нормам материального права. Заявитель жалобы считает, поскольку книга учета доходов и расходов не заверена в налоговом органе, то данное обстоятельство может рассматриваться как ее отсутствие. Следовательно, привлечение к ответственности по указанной статье является правомерным.
НОУ "Д" в отзыве на кассационную жалобу инспекции возражает против доводов, изложенных в ней, просит судебный акт в этой части оставить без изменения как законный и обоснованный, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки НОУ "Д" по вопросу правильности исчисления и уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 составлен акт от 18.09.2006 N 109/118 и с учетом рассмотрения возражений налогоплательщика вынесено решение от 18.10.2006 N 109-р/85, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого налога в виде взыскания штрафа в размере 37951,20 руб., по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление книги учета доходов и расходов и за непредставление документов необходимых для осуществления налогового контроля в виде взыскания штрафов в размере 50 руб., 4175 руб.
Этим же решением учреждению доначислен единый налог в сумме 189756 руб., пени - 28242,68 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, учреждение оспорило его в арбитражный суд в части доначисления единого налога за 2005 год в размере 96516 руб., соответствующих пеней, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 19303,20 руб. и по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 50 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12, статьей 346.14 НК РФ заявитель является налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения, избравший объект налогообложения - доходы.
В силу пункта 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Статьей 321.1 НК РФ определены особенности ведения налогового учета в бюджетных учреждениях и порядок определения налоговой базы, в соответствии с которыми учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 Кодекса. Кроме того, данной статьей установлено, что сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Указанное, с учетом положений статей 41, 42 Бюджетного кодекса РФ, не позволяет квалифицировать доходы, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения.
Поскольку НОУ "Д" является некоммерческой образовательной организацией, целями и задачами которой является осуществление образовательного процесса и оказание образовательных услуг населению, то денежные средства, получаемые им в оплату за предоставление платных образовательных услуг в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 249 НК РФ являются выручкой от реализации оказываемых на основании заключаемых с физическими лицами договоров услуг в области образования, следовательно, в силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ подлежат налогообложению при применении упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, суд правильно указал, что полученная заявителем оплата за образовательные услуги в полном объеме, используемая учреждением на финансирование его уставной деятельности, не может быть квалифицирована в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования данная норма Налогового кодекса РФ относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Перечень такого имущества, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ является исчерпывающим и не относит к средствам целевого финансирования доходы образовательных учреждений от оказания платных образовательных услуг.
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что доходы, полученные НОУ "Д" в 2005 году от оказания образовательных услуг на возмездной основе в размере 4625138 руб. подлежат налогообложению в полном объеме.
В связи с чем, доначисление НОУ "Д" единого налога за 2005 год в сумме 96516 руб., соответствующих пеней и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 19303,20 является правомерным.
Заявитель, ссылаясь на пункт 2 статьи 47 Закона РФ "Об образовании" считает, что оказание платных образовательных услуг не является предпринимательской деятельностью.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил данный довод, поскольку денежные средства, полученные НОУ "Д" в качестве оплаты за обучение и являющиеся источником финансирования уставной деятельности, признаются доходом от реализации образовательных услуг, то есть экономической выгодой по смыслу статьи 41 НК РФ, подлежащей налогообложению при применении упрощенной системы налогообложения.
Налоговый орган, привлекая учреждение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление книги учета доходов и расходов за 2005 год, не учел, что объективной стороной правонарушения по указанной норме является непредставление документов и сведений.
Судом установлено, что книга учета доходов и расходов за 2005 год представлена налогоплательщиком в установленный срок.
Представление книги учета доходов и расходов в срок, но не заверенной в установленном порядке в налоговом органе, не образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Таким образом, привлечение НОУ "Д" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. правомерно признано судом необоснованным.
Доводы кассационных жалоб отклоняются, поскольку были предметом исследования и оценивались в судах обеих инстанций.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, так как выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.02.2007, постановление от 05.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14974/06 8-358 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3471
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании