Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2008 г. N Ф03-А24/08-1/2198 Иск о признании незаконным отказа Управления в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности удовлетворен, поскольку Управление не доказало, в порядке арбитражного законодательства РФ, соответствие оспариваемого решения закону или другому нормативному акту (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 августа 2008 г. N Ф03-А24/08-1/2198
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росздравнадзора по Камчатскому краю на решение от 11.02.2008 по делу N А24-5694/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Здравушка" к Управлению Росздравнадзора по Камчатскому краю о признании незаконным отказа в выдаче лицензии.

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2008 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Здравушка" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росздравнадзора по Камчатскому краю в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Решением суда от 11.02.2008 действия Управления Росздравнадзора по Камчатскому краю, выразившиеся в отказе в выдаче ООО "Здравушка" лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, признаны незаконными, и оно обязано устранить допущенные нарушения.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Управления Росздравнадзора по Камчатскому краю, где ставится вопрос об его отмене как незаконного и отказе в удовлетворении требований заявителя.

По мнению Управления Росздравнадзора по Камчатскому краю, суд ошибочно не рассмотрел вопрос о соответствии ООО "Здравушка" как соискателя лицензионным требованиям.

Последний доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве.

Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу безосновательной.

Как усматривается из материалов дела, приказом Управления Росздравнадзора по Камчатскому краю от 27.09.2007 N 102 в предоставлении ООО "Здравушка" лицензии на осуществление фармацевтической деятельности отказано.

Причинами отказа в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности являлись:

- часть 3 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- нарушение подпунктов "а" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416;

- договор аренды не имеет государственной регистрации;

- в договоре аренды четко не определены арендуемые помещения;

помещения аптечной организации функционально не объединены в единый блок, изолированный от других организаций;

- отсутствует помещение (место) для хранения лекарственных средств, требующих прохладный режим хранения;

- акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий от 24.09.2007 N 120.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о лицензировании основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям или лицензиям.

Пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.07.2007 N 455), определено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лекарственных средствах" и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;

д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах";

е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;

ж) наличие у индивидуального предпринимателя-соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификата специалиста;

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенные для животных) и сертификаты специалиста;

и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.

Иных лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности действующее законодательство не предусматривает, в связи с чем суд правильно признал их исчерпывающими и не подлежащими расширительному толкованию.

Из указанных в выписке из приказа лицензирующего органа от 27.09.2007 N 102 причин отказа в выдаче лицензии не видно, каким из вышеуказанных требований не соответствует соискатель лицензии. Указав в основаниях для отказа часть 3 статьи 9 Закона о лицензировании, предусматривающую, кроме прочего, наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, лицензирующий орган не представил суду в соответствии с требованиями части 1 статьи 65, статьи 200 АПК РФ доказательств, подтверждающих эту недостоверность или искаженность, и в чем она выражается.

Указав в основаниях для отказа в выдаче лицензии, что договор аренды помещения не имеет государственной регистрации, а в договоре аренды четко не определены арендуемые помещения, лицензирующий орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Закон о лицензировании не содержит вышеуказанных оснований для этого отказа, Управление не правомочно было проводить правовую экспертизу предоставленных ему документов.

Заявителем заключался договор аренды нежилого помещения от 01.04.2007 N 27/02 с индивидуальным предпринимателем Мусатовой З.Т. В соответствии с пунктом 4.1 вышеуказанного договора, срок аренды установлен сторонами с 01.04.2007 по 01.04.2008. Из представленных Обществом доказательств (расходных ордеров) следует, что арендатор ежемесячно осуществляет плату за аренду нежилых помещений, в связи с чем суд сделал вывод, что условия договора сторонами исполняются. Из пункта 1.1 договора следует, что в аренду Обществу передано нежилое помещение по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Звездная, 6/1, площадью: торговый зал 31,36 кв.м., два подсобных помещения площадью 8,4 и 5,28 кв.м.

Вместе с договором аренды были представлены акт приема-передачи жилого помещения от 01.04.2007, характеристика объекта лицензирования, план арендуемого помещения и копия свидетельства права собственности Мусатовой З.Т. на вышеуказанное помещение.

Кроме того, порядок оформления результатов мероприятий по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, определен статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В соответствии с вышеуказанной нормой права по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

дата, время, место составления акта;

наименование органа государственного контроля (надзора);

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Из вышеуказанной статьи закона с достаточным основанием следует, что основным документом, подтверждающим сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, определяется актом.

На основании каких документов и доказательств лицензирующий орган в приказе от 27.09.2007 N 102 указал основания для отказа, не указанные в акте проверки от 24.09.2007 N 120, на основании чего сделаны эти выводы, Управлением не указано; соответствующих этому доказательств в суд не представлено.

Поскольку Управление не доказало в порядке пункта 5 статьи 200 АПК РФ соответствие оспариваемого решения закону или другому нормативному акту, то его действия, выразившиеся в отказе в выдаче ООО "Здравушка" лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, правомерно признаны незаконными на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.

Таким образом, судебный акт соответствует закону и обстоятельствам дела, поэтому изменению, а кассационная жалоба - удовлетворению, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 11.02.2008 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-5694/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2008 г. N Ф03-А24/08-1/2198


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании