Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2008 г. N Ф03-А37/08-2/3162 При новом рассмотрении дела о признании незаконным отказа налогового органа в применении упрощенной системы налогообложения суду при определении круга вопросов, подлежащих доказыванию, следует проверить доводы общества о правомерности применения упрощенной системы налогообложения в связи с направлением заявления о переходе на эту систему в налоговый орган и необоснованным, в связи с этим, отказе в применении такой системы налогообложения (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 сентября 2008 г. N Ф03-А37/08-2/3162
(извлечение)

 

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Абрис": Астахова Е.М., представитель по доверенности от 29.06.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Абрис" на решение от 20.02.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2008 по делу N A37-1974/2007-14 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абрис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании незаконным отказа в применении упрощенной системы налогообложения.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2008 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Абрис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.07.2007 N 07-14/27166 и повторного отказа от 26.07.2007 N 07-14/5344 в применении упрощенной системы налогообложения.

Решением суда от 20.02.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что после реорганизации вновь организованное общество не обращалось в инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения. Кроме того, обществу был присвоен другой идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), в связи с этим отказ налогового органа в применении специального режима налогообложения, является правильным.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, действие пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) распространяется только на вновь созданные юридические лица, а не вновь возникшие, к которым относятся все реорганизованные юридические лица, в том числе ООО "Абрис". Заявитель считает, что после реорганизации имеет право применять упрощенную систему налогообложения, применяемую ранее, так как является полным правопреемником всех прав ранее существовавшего юридического лица.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов, изложенных в ней, просит законно принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив законность принятых судебных актов, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, ЗАО "Абрис" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.03.2003, ИНН налогоплательщика 4909906230.

11.08.2004 ЗАО "Абрис" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования и образовано ООО "Абрис".

До реорганизации ЗАО "Абрис" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".

После изменения организационно-правовой формы общество продолжало применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и представляло в налоговый орган соответствующие декларации.

04.07.2007 ООО "Абрис" обратилось в налоговый орган с заявлением о разъяснении, является ли общество плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывая то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к преобразованному обществу переходят все права и обязанности, в том числе и по уплате налогов и сборов.

Инспекция письмом от 16.07.2007 N 07-14/27166 разъяснила, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ.

18.07.2007 общество вновь обратилось в инспекцию с заявлением N 14 с просьбой распространить действие специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложепия "доходы" с момента государственной регистрации вновь возникшего ООО "Абрис" в результате его преобразования.

Письмом от 26.07.2007 N 07-14/5344 налоговый орган указал, что ответ на этот вопрос разъяснен письмом инспекции от 16.07.2007 N 07-14/27166.

Не согласившись с отказами инспекции в применении упрощенной системы налогообложения, общество обратилось в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогооложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Как установлено судами ЗАО "Абрис", применявшее упрощенную систему налогообложения, прекратило свою деятельность и вновь возникшее общество образовалось 11.08.2004.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения определены в статье 346.13 НК РФ, которая не предусматривает правопреемство данной системы налогообложения в случае реорганизации (в том числе путем преобразования) юридического лица, но устанавливает особый порядок перехода на упрощенную систему налогообложения вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, общество вправе в порядке пункта 2 статьи 346.13 НК РФ применять упрощенную систему налогообложения, направив в инспекцию заявление о применении упрощенной системы налогообложения.

Судами первой и апелляционной инстанции сделан вывод о том, что налоговым органом правомерно отказано обществу в применении упрощенной системы налогообложения при отсутствии у него заявления о переходе на данный налоговый режим.

Между тем, общество пояснило в суде кассационной инстанции, что такое заявление в налоговый орган представлялось.

Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер и глава 26.2 НК РФ не предоставляет налоговым органам право запретить или разрешить налогоплательщикам указанную систему налогообложения.

Учитывая изложенное, вывод суда об отказе в применении упрощенной системы налогообложения с/делан судом по неполно исследованным обстоятельства дела, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Магаданской области.

При новом рассмотрении дела суду при определении круга вопросов, подлежащих доказыванию, следует проверить доводы общества о правомерности применения упрощенной системы налогообложения в связи с направлением заявления о переходе на эту систему в налоговый орган и необоснованным в связи с этим отказе в применении такой системы налогообложения.

В связи с вышеизложенным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлено на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

решение от 20.02.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2008 по делу N А37-1974/2007-14 Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с п.2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз.2 п.2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация вправе применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

По мнению налогового органа, при реорганизации юридического лица путем изменения организационно-правовой формы возникает новое юридическое лицо, и на него распространяется порядок перехода на УСН, который предусмотрен п.2 ст. 346.13 НК РФ.

Суд сделал вывод о том, что правопреемство в отношении режима налогообложения для вновь созданных организаций не применяется.

Общество прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования. До реорганизации общество применяло УСН. После реорганизации вновь созданное общество продолжало применять УСН, полагая, что в соответствии с п.5 ст. 58 ГК РФ к нему перешли все права и обязанности, в том числе и по уплате налогов и сборов.

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН определены в ст. 346.13 НК РФ, которая не предусматривает правопреемство данной системы налогообложения в случае реорганизации юридического лица, но устанавливает особый порядок перехода на УСН для вновь созданных организаций.

Следовательно, общество вправе применять УСН, направив в инспекцию соответствующее заявление о применении УСН.

Суд поддержал в данной части позицию налогового органа, жалобу общества оставил без удовлетворения, направив дело на новое рассмотрение с целью проверки доводов общества о направлении им в инспекцию заявления о применении УСН.


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2008 г. N Ф03-А37/08-2/3162


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании