Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 февраля 2009 г. N Ф03-504/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 4910/09 настоящее Постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 26.11.2008 по делу N А51-8592/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Спасский" Теплового района "Хорольский" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, администрации Хорольского муниципального района. Финансовому управлению администрации Хорольского муниципального района о взыскании 295012 руб. 85 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2009 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Спасский" Теплового района "Хорольский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению администрации Хорольского муниципального района о взыскании 295012 руб. 85 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением участковым уполномоченным милиции льгот по оплате коммунальных услуг на основании статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции".
Решением суда от 26.11.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю.
По мнению заявителя, исходя из ст. 30 ФЗ "О милиции" на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению участковым уполномоченным милиции льгот только в виде бесплатного обеспечения жильем с отоплением и освещением.
Кроме того, считает, что судом необоснованно отнесены расходы по уплате госпошлины по иску на Министерство финансов РФ, как на самостоятельное юридическое лицо, не являющееся ответчиком по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в заседание не направили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу несостоятельной.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец на основании Закона РФ "О милиции" в период с января 2006 года по апрель 2007 года за счет собственных средств предоставил льготы по оплате коммунальных услуг участковым милиционерам, проживающим в сельской местности.
В связи с тем, что связанные с предоставлением льгот расходы в сумме 295012,85 руб. истцу не возмещены органами местного самоуправления и органами государственной власти, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает источник их финансирования.
ФЗ "О местном самоуправлении в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за невыполнение отдельных государственных полномочий в пределах переданных на осуществление этих полномочий средств.
В силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Доказательства того, что в 2006, 2007 годах денежные средства на указанные цели выделялись из Фонда софинансирования социальных расходов, в материалах дела отсутствуют.
Взыскание спорных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изложенного, арбитражный суд со ссылками на статьи 16, 1069, 1071 ГК РФ пришел к выводу о взыскании убытков в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, арбитражный суд не указал орган, выступающий от ее имени - Министерство финансов РФ и неправомерно отнес расходы по уплате государственной пошлины на Министерство финансов РФ, поскольку ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация.
В этой связи решение суда от 26.11.2008 в этой части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.11.2008 по делу N А51-8592/2008 Арбитражного суда Приморского края изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" 295012 руб. 85 коп. в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот участковым уполномоченным, проживающим в сельской местности, и 7400 руб. 24 коп. госпошлины по иску.
В остальном решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
...
Взыскание спорных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изложенного, арбитражный суд со ссылками на статьи 16, 1069, 1071 ГК РФ пришел к выводу о взыскании убытков в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2009 г. N Ф03-504/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 4910/09 настоящее Постановление отменено
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании