Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области - Бульба Ю.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 01-10/9, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента здравоохранения администрации Магаданской области на решение от 17.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по делу N А37-488/2010 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Департамента здравоохранения администрации Магаданской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "2002", о признании незаконными решения и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 21 января 2011 г.
Департамент здравоохранения администрации Магаданской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - УФАС по Магаданской области, антимонопольный орган) о нарушении антимонопольного законодательства и вынесенного на его основании предписания.
Решением от 17.05.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010, в удовлетворении требований отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что требование о лицензировании медицинской деятельности распространяется только на юридических лиц, для которых медицинская деятельность является основной. Юридические лица, оказывающие услуги по перевозке пассажиров в такси, не являются учреждениями здравоохранения, поэтому им не требуется иметь лицензию на занятие медицинской деятельностью. Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей осуществляют медицинские работники, прошедшие специальную подготовку, имеющие соответствующие свидетельства, и принятыми в штат.
В кассационной жалобе департамент просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Антимонопольный орган и общество с ограниченной ответственностью "2002" (далее - ООО "2002") просят решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Департамент и ООО "2002" извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 20.01.2011.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя антимонопольного органа, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 04.03.2010 УФАС по Магаданской области вынесено решение по делу N 02-0/4-2010, которым действия департамента, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "2002" и другим хозяйствующим субъектам, действующим на рынке автомобильных перевозок такси, путем предъявления к ним требований о получении лицензии на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, не оказывающими эти услуги сторонним организациям, признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", ограничивающими конкуренцию на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров (такси). На основании данного решения департаменту 04.03.2010 выдано предписание N 14 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, департамент обратился в арбитражный суд.
Основным видом деятельности ООО "2002" является деятельность по перевозке пассажиров в такси. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Согласно подпункту 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к названному положению. Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности к медицинской деятельности отнесена деятельность по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 10.05.2007 N 323, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 07.06.2007 N 9613, утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологической, санитарно-курортной медицинской помощи (далее - Порядок).
Из пунктов 2, 3 Порядка и Приложения к нему следует, что доврачебная медицинская помощь (в том числе предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры) организуется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и выполняются на основании лицензии.
Таким образом, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств являются медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию, и могут осуществляться только учреждением здравоохранения, имеющим лицензию.
Исходя из положений названных норм, вывод судов о том, что поскольку ООО "2002" не является учреждением здравоохранения, требование департамента о получении им лицензии на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров необоснованно, является правильным.
Вывод судов о правомерном проведении ООО "2002" предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров на базе открытого обществом медицинского кабинета работником общества, имеющим сертификат, при отсутствии доказательств, подтверждающих оказание услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам третьим лицам, противоречит вышеуказанным правовым нормам. Однако, поскольку данный вывод судов не привел к принятию незаконных судебных актов, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.05.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по делу N А37-488/2010 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению к названному положению. Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности к медицинской деятельности отнесена деятельность по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 10.05.2007 N 323, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 07.06.2007 N 9613, утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологической, санитарно-курортной медицинской помощи (далее - Порядок).
Из пунктов 2, 3 Порядка и Приложения к нему следует, что доврачебная медицинская помощь (в том числе предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры) организуется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и выполняются на основании лицензии."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2011 г. N Ф03-9166/2010 по делу N А37-488/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-9166/2010