Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г. N А05-5905/2006-29 Заявление ФГУП о признании недействительными решения и требований ИФНС об уплате НДФЛ и налоговой санкции удовлетворено частично, поскольку, в частности, факт предоставления Предприятием своим работникам под отчет денежных средств сторонами не оспаривается, однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактические расходы работников из выданных Предприятием средств на цели, связанные с производственной деятельностью

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 декабря 2006 г. N А05-5905/2006-29

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В.,

рассмотрев 27.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Северный рейд" на решение от 05.07.2006 (судья Никитин С.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2006 (судьи Бекарова Е.И., Волков Н.А., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5905/2006-29,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Северный рейд" (далее - предприятие, ФГУП "Северный рейд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - инспекция) от 12.04.2006 N 21-05/423, требований N 111107 об уплате налога по состоянию, на 12.04.2006, от 12 04.2005 N 2815 об уплате налоговой санкции.

Решением суда первой инстанции от 05.07.2006 заявленные предприятием требования частично удовлетворены. Оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны судом недействительными как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации: решение от 12.04.2006 N 21-05/423 в части предложения уплатить 2 500 000 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц, привлечения к налоговой ответственности в виде 500 000 руб. 20 коп. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации; требование N 111107 66 уплате налога по состоянию на 12.04.2006 в части предложения уплатить 2 500 000 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц; требование от 12.04.2006 N 2815 об уплате налоговой санкции в части предложения уплатить 500 000 руб. 20 коп. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2006 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части эпизодов, связанных с уплатой 3 500 000 руб. налога на доходы физических лиц до вынесения оспариваемого решения и налогообложением сумм дебиторской задолженности по подотчётным лицам. Податель жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права статей 41 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации, неполное исследование судом представленных в материалы дела доказательств. Кроме того, по мнению предприятия, инспекция в нарушение положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств того, что спорные суммы являлись экономической выгодой сотрудников, а также что приобретенные материальные ценности не использованы налогоплательщиком в его производственной деятельности.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов жалобы проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная проверка соблюдения предприятием налогового законодательства (правильность исчисления, удержания и перечисления) налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 12.12.2005, за исключением Самарского филиала ФГУП "Северный рейд". В ходе проверки инспекцией установлено, что предприятие, являясь налоговым агентом, в нарушение статей 24, 27, 208, 209, 210, 224, 226 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно не перечислило в бюджет 36 796 219 руб. удержанного с работников налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению в бюджет, а также 94 317 руб. налога на доходы физических лиц. В ходе налоговой проверки также установлено, что заявитель - налоговый агент не представил в налоговый орган 212 сведений по выплатам, произведенным налогоплательщикам - физическим лицам. Указанные нарушения зафиксированы налоговым органом в акте от 14.03.2006 N 21-05/5 ДСП.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогового агента инспекцией вынесено решение от 12.04.2006 N 21-05/423, которым ФГУП "Северный рейд" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 17 471 руб. штрафа за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде 7 359 244 руб. штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению налоговым агентом, а также предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы 212 документов, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц за 2004 год в виде 10 600 руб. штрафа. Кроме того, решением от 12.04.2006 N 21-05/423 заявителю предложено уплатить в указанный в требовании срок 36 796 216 руб. задолженности по налогу на доходы физических лиц, 6 931 950 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, а также взыскать с физических лиц суммы налога на доходы физических лиц, не удержанные или удержанные не полностью в размере 87 357 руб. На основании решения от 12.04.2006 N 21-05/423 налоговым органом выставлены ФГУП "Северный рейд" требование N 111107 по состоянию на 12.04.2006 об уплате 36 796 219 руб. недоимки по налогу на доходы физических лиц, 6 931 950 руб. пеней и требование от 12.04.2006 N 2815 об уплате налоговой санкции. Не согласившись с решением инспекции от 12.04.2006 N 21-05/423 и требованиями N 111107 по состоянию на 12.04.2006 и от 12.04.2006 N 2815, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Доводы кассационной жалобы предприятия направлены на обжалование принятых по делу судебных актов в части двух следующих эпизодов.

В частности, налоговым органом при проверке лицевых счетов, налоговых карточек физических лиц, договоров аренды жилых помещений, договоров оказания услуг, расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов и платежных поручений установлено, что "в нарушение статей 24, 210, 217 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик при определении размера налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц не учел суммы дохода физических лиц, полученные в виде списания за счет средств дебиторской задолженности (подотчетные суммы)". На основании приказов предприятия от 10.02.2004 N 87, от 06.02.2004 N 73, от 06.02.2004 N 74 невозвращённые подотчётными физическими лицами денежные средства списаны в связи с невозможностью взыскания за счёт средств ФГУП "Северный рейд" как дебиторская задолженность. Данное нарушение повлекло неисчисление и неудержание предприятием 2 375 руб. налога на доходы физических лиц.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень таких доходов, не являющийся исчерпывающим. В силу подпункта 10 пункта 1 названной статьи к доходам от источников в Российской Федерации признаются иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного кодекса.

Факт предоставления предприятием своим работникам под отчет денежных средств сторонами не оспаривается. Однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактические расходы работников из выданных предприятием средств на цели, связанные с производственной деятельностью.

При таких обстоятельствах следует признать правомерным увеличение инспекцией налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму денежных средств, полученную физическими лицами под отчет, невозвращенную, но списанную предприятием за счет собственных средств как дебиторскую задолженность.

В кассационной жалобе предприятие также указывает, что при вынесении оспариваемых ненормативных актов налоговым органом необоснованно не учтена сумма налога на доходы физических лиц в размере 3 500 000 руб., перечисленная платежным поручением от 04.07.2006 N 2185.

Указанный довод правомерно отклонен судебными инстанциями, в связи с тем, что по настоящему делу заявитель оспаривает ненормативные акты инспекции - решение от 12.04.2006 N 21-05/423, требование N 111107 об уплате налога по состоянию на 12.04.2006 и требование от 12.04.2005 N 2815 об уплате налоговой санкции. Таким образом, все перечисленные ненормативные акты, законность которых оценивалась судами, приняты налоговым органом 12.04.2005, то есть до перечисления заявителем 3 500 000 руб. налога на доходы физических лиц платежным поручением от 04.07.2006 N 2185. Учитывая изложенное и основываясь на положениях части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно пришли к выводу о том, что инспекция при вынесении решения от 12.04.2006 N 21-05/423, требования N 111107 по состоянию на 12.04.2006 и требования от 12.04.2005 N 2815 не имела возможности и не должна была учитывать обстоятельства, подтверждаемые платежным поручением от 04.07.2006 N 2185.

Фактически доводы жалобы ФГУП "Северный рейд" сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 05.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5905/2006-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральное государственное унитарное предприятие "Северный рейд" - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

О.А. Корпусова
И.Д. Абакумова

Т.В. Клирикова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г. N А05-5905/2006-29


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника