Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2007 г. N А21-6296/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 15.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2006 по делу N А21-6296/2006 (судья Мялкина А.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Щанкина Нина Александровна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 11.09.2006 N 315-06 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.11.2006, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применением судом норм материального права, просит решение от 30.11.2006 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывает податель жалобы, форма бланка строгой отчетности для оказания услуг по аренде нежилых помещений не утверждена, в связи с чем использование Щанкиной Н.А. бланков строгой отчетности формы БО-11 при осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Работниками Инспекции Богдановым А.А. и Новиковым О.Е. 06.09.2006 в салоне-парикмахерской, расположенном по адресу: город Калининград, ул. генерала Озерова, дом 28, проведена проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организациями и индивидуальными предпринимателями, в ходе которой факты ведения наличных денежных расчетов с населением не были выявлены, что отражено в акте от 06.09.2006 N 04639/1758.
Вместе с тем в ходе проверки установлено и отражено в справке от 07.09.2006 N 4639 к акту проверки от 06.09.2006 N 04639/1758 (л.д. 30), что Щанкина Н.А. при осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг по сдаче в аренду нежилых помещений плательщикам. являющимся индивидуальными предпринимателями, выписывала бланки строгой отчетности формы БО-11 серия АБ: от 10.08.2006 N 128030, от 10.08.2006 N 128031, от 11.08.2006 N 128032, от 11.08.2006 N 128033, от 11.08.2006 N 128034 на сумму 500 руб. каждый.
Инспекцией 07.09.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 4639/д. в котором указано на нарушение Щанкиной Н.А. статей 2 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Постановлением Инспекции от 11.09.2006 N 315-06 Щанкина Н.А. привлечена к предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Считая постановление Инспекции от 11.09.2006 N 315-06 незаконными, Щанкина Н.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявление Щанкиной Н.А., суд указал на то, что поскольку взимание платы за аренду помещений производилось Щанкиной Н.А. с выдачей бланков строгой отчетности формы БО-11, то у Инспекции отсутствовали основания для ее привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ.
Суд кассационной инстанции читает данный вывод правильным.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163, аренда отнесена по виду деятельности к услугам. В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" положения пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ действуют в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, поскольку аренда является одним из видов услуг, оказываемых населению, в том числе индивидуальным предпринимателям, наличные денежные расчеты при взимании арендной платы могут осуществляться без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Как установлено судом, Щанкина Н.А. получала с индивидуальных предпринимателей плату за аренду рабочих мест в нежилом помещении, расположенном по адресу: город Калининград, ул. генерала Озерова, д. 28, и производила наличные денежные расчеты без применения ККТ, но с выдачей бланков строгой отчетности формы БО-11, что Инспекцией не оспаривается.
Бланк строгой отчетности формы БО-11 утвержден письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-33.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (в редакции постановления Правительства РФ от 05.12.2006 N 743) установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 01.09.2007.
Как следует из материалов дела, выдаваемые Щанкиной Н.А. бланки строгой отчетности формы БО-11 содержат все необходимые реквизиты: сведения об утверждении формы бланка; наименование, шестизначный номер и серия бланка; код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; наименование индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк, идентификационный номер налогоплательщика; стоимость услуги в денежном выражении, дата осуществления расчета; подпись лица, ответственного за совершение операции.
Используемые Щанкиной Н.А. при наличных денежных расчетах бланки строгой отчетности позволяют налоговому органу контролировать осуществляемые данным налогоплательщиком денежные операции, а также обеспечивают гарантию законных прав и интересов индивидуальных предпринимателей, уплативших за аренду рабочих мест.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что данные бланки строгой отчетности не позволяет налоговому органу осуществлять соответствующий контроль.
Более того, суммы арендной платы, получение которых сопровождалось выдачей арендаторам бланков строгой отчетности, отражены в принадлежащей Щанкиной Н.А. книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (л.д. 21), в том числе в графе "доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы".
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2006 по делу N А21-6296/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2007 г. N А21-6296/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника