Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2007 г. N А56-18134/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
при участии от государственного учреждения "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" Родионова Е.А. (доверенность от 24.10.06 N 1421), Жамкочьян С.С. (доверенность от 24.10.06), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Ивановой С.А. (доверенность от 09.01.07 N 20-05/00027), Нечипас И.Н. (доверенность от 13.04.07 N 20-05/07910),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.06 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.07 (судьи Третьякова Н.О., Масенкова И.В, Семиглазов В.А.) по делу N А56-18134/2006,
установил:
Государственное учреждение "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 12.04.06 N 6120082 в части доначисления 1 416 388 рублей налога на прибыль, соответствующей суммы пеней и 283 277 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 02.11.06 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.07 решение суда отменено в части признания недействительным решения налоговой инспекции по начислению суммы пени и в части привлечения Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 283 277 рублей В этой части производство по делу прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы изложенные в кассационной жалобе, представители Учреждения просили оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
На основании пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Учреждением за период с 01.01.03 по 30.09.05, о чем составлен акт от 14.03.06 N 6120082. По результатам проверки вынесено решение от 12.04.06 N 6120082 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что при исчислении налога на прибыль в 2003 и 2004 годах Учреждение не учло в качестве дохода 25 281 рубль - доходы от безвозмездно полученного имущества и 1 754 222 рубля, поступивших от юридических и физических лиц на ведение уставной деятельности.
Налоговая инспекция полагает, что эти доходы должны быть включены во внереализационные доходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. В целях настоящей главы иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях настоящей главы прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из Устава Учреждения следует, что Учреждение является некоммерческой организацией культуры; использует имущество, находящееся в его распоряжении, в соответствии с целями своей деятельности; вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению уставных целей.
Пунктом 3.6.3 Устава Учреждения установлено, что источником формирования имущества Учреждения являются, в том числе, добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали предоставленные сторонами документы и установили, что указанные налоговой инспекцией доходы являются благотворительными взносами от юридических и физических лиц на ведение уставной деятельности.
Кроме того, судами установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что Учреждением велся раздельный учет поступления и расходования спорных средств; фактов нецелевого использования полученных средств не выявлено.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что полученные на ведение уставной деятельности благотворительные взносы обоснованно не включены Учреждением в доходы при исчислении налога на прибыль за 2003 и 2004 года.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции повторяют решение налоговой инспекции и в полной мере рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций. Каких-либо доводов о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права при рассмотрении спора налоговой инспекцией не приведено.
Таким образом, решение и постановление судов в этой части соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
В ходе проверки также установлено, что Учреждение в 2003 году при приобретении за счет коммерческой деятельности основных средств в полном объеме списало их стоимость на расходы.
Налоговая инспекция указывает, что Учреждению следовало отнести к расходам только суммы амортизации, в связи с чем посчитала расходы за 2003 год завышенными на 3 682 092 рубля.
Налоговая инспекция ссылается на подпункт 1 пункта 4 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлено, что в целях настоящей главы при определении налоговой базы бюджетным учреждением к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности.
Вместе с тем подпунктом 1 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что приобретенное Учреждением имущество (компьютеры, выставочные витрины, витрины для витражей с подсветкой и т.п.) использовалось для уставной деятельности Учреждения.
Налоговая инспекция не представила никаких доказательств того, что это имущество использовалось в предпринимательской деятельности Учреждения.
Таким образом, оснований для применения подпункта 1 пункта 4 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации нет.
Кроме того, налоговой инспекцией при вынесении решения не учтено следующее.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Таким образом, из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного учреждения от оказания платных услуг первоначально направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного финансирования.
Таким образом, неправильным является вывод налоговой инспекции о возможности отнесения Учреждением на затраты сумм амортизации в ситуации, когда имущество приобреталось на средства от коммерческой деятельности, а использовалось - для уставной (некоммерческой) деятельности.
Следовательно, оснований для отмены решения и постановления судов в этой части нет.
В ходе проверки также установлено, что в 2004 году Учреждение отнесло на расходы 386 025 рублей лизинговых платежей на основании договора лизинга от 14.10.04 N 7, заключенного с ООО "Экспресс лизинг".
Налоговая инспекция полагает, что поскольку взятый в лизинг автомобиль был угнан, расходы по лизинговым платежам являются экономически не обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
Из имеющегося в материалах дела договора от 14.10.04 N 7 на приобретение автотранспортного средства для нужд Государственного Музея Истории Санкт-Петербурга путем оформления договора финансовой аренды (лизинга) видно, что Учреждение обязано вносить все денежные суммы в счет оплаты лизинговых платежей в объеме и в сроки, установленные в графике внесения платежей, независимо от фактического пользования имуществом, в том числе, в период утраты имущества (пункт 7.6 договора). Пунктом 2.2 договора установлено, что имущество учитывается на балансе лизингодателя.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Учреждение выплачивало лизинговые платежи до момента угона транспортного средства согласно условиям договора лизинга; 20.05.05 сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым договор от 14.10.04 N 7 расторгается с момента подписания дополнительного соглашения.
Таким образом, спорные лизинговые платежи уплачивались Учреждением в соответствии с договором лизинга, являются документально подтвержденными и экономически оправданными, в связи с чем судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о правомерности отнесения Учреждением этих платежей на расходы, уменьшающие базу, облагаемую налогом на прибыль.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции повторяют решение налоговой инспекции и в полной мере рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций. Каких-либо доводов о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права при рассмотрении спора налоговой инспекцией не приведено.
Таким образом, решение и постановление судов в этой части также соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.07 по делу N А56-18134/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. N А56-18134/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника