Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 августа 2007 г. N А66-11693/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Тверской области Армасовой Е.Р. (доверенность от 30.09.2004), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Тверской области Федотова С.С. (доверенность от 24.01.2007),
рассмотрев 23.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2007 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2007 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Мурахина Н.В.) по делу N А66-11693/2006,
установил:
Управление Федерального казначейства по Тверской области (далее - УФК по Тверской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Тверской области (далее - ТУ Росфиннадзора) о признании недействительными уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств, принятых на основании акта проверки финансовой деятельности УФК по Тверской области.
Решением от 28.03.2007 УФК по Тверской области отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 15.05.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Тверской области просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт. Управление оспаривает факт нецелевого использования средств федерального бюджета.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании 21.08.2007 был объявлен перерыв до 13 час. 50 мин. 23.08.2007.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 07.06.2006 по 05.07.2006 ТУ Росфиннадзора повело проверку финансовой деятельности Управления за 2005 год.
По результатам проверки составлен акт от 05.07.2006, из которого следует, что ТУ Росфиннадзора установило факт нецелевого использования средств федерального бюджета. выразившееся в направление их на цели, несоответствующие условиям получения указанных средств на общую сумму 61828. 0 руб.
Нецелевое использование выразилось в том, что за счет денежных средств подстатьи 211 "Заработная плата" (целевая статья 0010000, вид расходов 006) произведены компенсационные выплаты при сокращении государственных гражданских служащих (в размере четырех - месячного денежного содержания), оплату которых следовало производить за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению". За счет денежных средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (целевая статья 0010000, вид расходов 006) платежным поручением от 16.12.2005 N 956 произведена оплата закрытому акционерному обществу "Тверской экспериментально-механический завод" двух контейнеров под мусор на сумму 6 900 руб., расходы, на приобретение которых следовало произвести за счет средств подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", так срок полезного использования контейнеров более 12 месяцев и они относятся к основным средствам.
В соответствии с приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02.03.2006 N 25 ТУ Росфинандзора составлены сводные уведомления о сокращении лимитов бюджетных обязательств (далее - уведомления) от 21.07.2006 N 100/28/05/04 и N 100/28/05/05.
Управление не согласилось с уведомлениями ТУ Росфиннадзора и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 163, 231, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) от 10.12.2004 N 114н, приказом Минфина РФ от 26.12.2005 N 162н, приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02.03.2006 N 25, суды пришли к выводу о наличии в действиях Управления признаков нецелевого использования средств федерального бюджета, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 163 БК РФ на получателей бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.
В силу статьи 166 и пункта 2 статьи 231 БК РФ при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств осуществляется блокировка расходов бюджета. Право на выдачу разрешения принадлежит руководителю Минфина РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 БК РФ под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным основанием их получения (статья 289 БК РФ).
Статьей 11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено, что указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации издаются Минфином РФ.
Приказом Минфина РФ от 10.12.2004 N 114н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания).
Согласно разделу VI "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" Указаний на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" относятся расходы за счет средств бюджетов по реализации мер государственной социальной защиты, установленных законодательством Российской Федерации, на оплату пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан, выходных пособий при увольнении сотрудников, выплату в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией организаций (предприятий).
На статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы на учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов в целях обеспечения собственных нужд.
На статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд, в том числе хозяйственного инвентаря.
Суды пришли к правильному выводу о нецелевом использовании средств федерального бюджета, поскольку компенсационные выплаты при сокращении государственных гражданских служащих в общей сумме 54 928, 0 руб. произведены за счет средств подстатьи 211 "Заработная плата", а не за счет средств подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению", а расходы за поставку двух контейнеров произведены за счет средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", а не за счет средств подстатьи "Увеличение стоимости основных средств", что установлено актом проверки от 05.07.2006.
Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации, утвержден приказом Минфина РФ от 26.12.2005 N 162н (далее - Порядок).
Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02.03.2006 N 25 утвержден порядок подготовки сводного уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 Порядка Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, оформляет и направляет в соответствующий департамент Министерства финансов Российской Федерации (далее именуется - курирующий департамент) сводное уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств (далее именуется - сводное уведомление), составленное по главному распорядителю и подведомственным ему распорядителям и получателям средств федерального бюджета с расшифровкой соответствующих изменений по ведомственной, функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку на бумажном носителе и в электронном виде.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление вынесены с соблюдением норм материального права, в связи, с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы подателя жалобы рассматривались в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьям 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.03.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2007 по делу N А66-11693/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2007 г. N А66-11693/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника