Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 декабря 2007 г. N А42-4883/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кравченко Т.В. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 18.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Экспонефть" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.09.2007 по делу N А42-4883/2007 (судья Востряков К.А.),
установил:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Эскпонефть" (далее - Общество) к административной ответственности по части второй статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 24.09.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление прокурора удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности по части второй статьи 14.1 КоАП в виде штрафа в размере 40.000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение.
Податель жалобы полагает, что повторно привлечен к административной ответственности по факту эксплуатации пожароопасного объекта без соответствующего разрешения (лицензии), что является недопустимым в силу части пятой статьи 4.1 КоАП.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.08.2007 ОБЭП ОВД по Ленинскому округу города Мурманска совместно с прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о лицензировании.
В результате проверки установлено, что эксплуатация пожароопасного производственного объекта - принадлежащей Обществу автозаправочной станции (далее - АЗС), расположенной по адресу: г. Мурманск, Нижнее-Ростинское шоссе, д.62, осуществляется Обществом без специального разрешения (лицензии), что является нарушением требований пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Выявленные нарушения отражены в акте от 23.08.2007.
По данному факту 23.08.2007 прокурором в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении на основании части второй статьи 14.1 КоАП.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, в случае, когда правонарушение совершено юридическим лицом, частью третьей статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью второй статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 1 названного закона к категории опасных производственный объектов относятся объекты, на которых, в том числе получаются, используются перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595, под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Поскольку АЗС предназначена для продажи горюче-смазочных материалов, которые являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а обеспечение постоянной продажи этих материалов достигается путем постоянного их хранения в достаточном количестве, то АЗС являются пожароопасными объектами.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании (в редакции, действующей на момент проведения проверки) деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Следовательно, любая организация или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие данный пожароопасный объект, обязаны иметь лицензию на его эксплуатацию.
Факт отсутствия у него лицензии на эксплуатацию АЗС как пожароопасного производственного объекта Общество не отрицает.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно установил наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрела частью второй статьи 14.1 КоАП.
Данное обстоятельство податель жалобы не оспаривает.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью второй статьи 14.1 КоАП, относится к категории длящихся.
Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным неисполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения, либо вследствие вмешательства государства в лице уполномоченных органов, направленного на пресечение правонарушения.
Ссылаясь на то, что повторно привлечено к административной ответственности по факту эксплуатации пожароопасного объекта без соответствующего разрешения (лицензии), Общество представило копию решения Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2007 по делу N А42-4884/2007, из которого следует, что по результатам проведенной 21.08.2007 в отношении Общества проверки соблюдения законодательства о лицензировании при эксплуатации принадлежащей Обществу АЗС (адрес АЗС в решении не указан) 23.08.2007 прокурором Ленинского административного округа города Мурманска в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении на основании части второй статьи 14.1 КоАП, в связи с чем прокурор обратится в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов без лицензии.
Решением от 10.09.2007 по делу N А42-4884/2007 Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 14.1 КоАП, в виде взыскания 40.000 руб. штрафа.
В силу части пятой статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 части первой статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начае производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же объкту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
В случае если проверки Общества на предмет соблюдения им законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (АЗС) проводились в один и тот же период времени, то нарушения, выявленные в результате данных проверок и влекшие привлечение к административной ответственности, образуют состав одного длящегося правонарушения.
Обстоятельства, связанные с проведением 21.08.2007 в отношении Общества каких-либо других проверок соблюдения им законодательства о лицензировании при эксплуатации принадлежащих Обществу АЗС, нежели та, результаты которой послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении и обращения его в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, судом первой инстанции не исследовались.
Кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были исследованы и установлены судом первой инстанции, а также оценивать доказательства, не являвшиеся предметом оценки суда первой инстанции.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.09.2007 по делу N А42-4883/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2007 г. N А42-4883/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника