Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2007 г. N А56-16477/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Марьянковой Н.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Опольевское сельское поселение" Орлова И.В. (доверенность от 18.05.2007), от Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Демичева А.А. (доверенность от 06.06.2007),
рассмотрев 13.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2007 по делу N А56-16477/2007 (судья Боровлев Д.Ю.),
установил:
Администрация муниципального образования "Опольевское сельское поселение" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене принятого Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление) в лице главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах (далее - Отдел) постановления от 21.05.2007 N 133 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 05.09.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит решение от 05.09.2007 отменить, в удовлетворении заявления Администрации отказать.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- суд неправомерно признал акт от 26.04.2007, составленный Государственными инспекторами Ленинградской области по охране природы, недопустимым доказательством;
- Управлением доказано нарушение Администрацией пункта 3.2 Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПин 42-128-4690-88), поскольку последняя не организовала вывоз бытового мусора.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, представитель Администрации возразил против ее удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственными инспекторами Ленинградской области по охране природы 26.04.2007 составлен акт обследования территории, согласно которому на территории муниципального образования "Опольевское сельское поселение" (далее - МО "Опольевское сельское поселение") вблизи деревни Ополье (по правой стороне автотрассы Ополье-Коропово по направлению к деревне Ополье, бывшая ферма Ополье-2) обнаружена свалка отходов объемом 10 куб. м.
Сотрудником Управления на основании распоряжения от 27.04.2007 N 126 проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии на территории МО "Опольевское "сельское поселение".
В ходе проверки установлен и отражен в акте от 16.05.2007 факт образования на территории МО "Опольевское сельское поселение" несанкционированных свалок твердых бытовых отходов: вблизи деревни Ополье по правой стороне автодороги Ополье-Коропово объемом 10 куб. м; вблизи указательного знака "Ополье" объемом 5 куб. м; на выезде из поселка Алексеевка в сторону Заполье объемом 7 куб. м.
Управлением в лице главного специалиста-эксперта Отдела 17.05.2007 составлен протокол N 114 о совершении Администрацией административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 21.05.2007 N 113 Администрация привлечена к предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за то, что она в нарушение статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пункта 3.2 СанПин 42-128-4690-88 не проявила в должной степени внимательности, заботливости и осмотрительности при организации санитарной очистки территории поселения.
Считая названное постановление незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 24.06.1998 N 131-ФЗ"
следует читать "от 06.10.2003 N 131-ФЗ"
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу названных норм Администрация с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из акта Управления от 16.05.2007 не следует, что несанкционированные свалки образовались в результаты сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности Администрации как юридического лица.
Согласно объяснениям Главы Администрации, данных в ходе составления протокола об административном правонарушении, свалки твердых бытовых отходов находятся на территориях, закрепленных за землепользователями - закрытым акционерным обществом "Ополье", Кингисеппским государственным предприятием "Дорожное ремонтное строительное управление".
Кроме того, Администрация, оспаривая постановление Управления, указала на то, что сбор, размещение и вывоз мусора с территории МО "Опольевское сельское поселение" осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство", которому для этих целей безвозмездно переданы соответствующие технические средства, служебные помещения и необходимые финансовые ресурсы; свалки образовались в полосах отвода автомобильных дорог областного и федерального значения и других, не принадлежащих муниципальному образованию территорий.
Указанные обстоятельства Управлением не опровергнуты.
Ссылка Управления в оспариваемом постановлении на нарушение Администрацией пункта 3.2 СанПин 42-128-4690-88 является неправомерной.
Названная норма, предусматривающая порядок вывоза отходов, а также запрет на устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий, не может регламентировать деятельность Администрации, поскольку последняя в силу своих полномочий не относится к организации, несущей ответственность за санитарное содержание подведомственных ей территорий и сооружений.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суд правомерно пришел к выводу о том, что Управление не доказало совершение Администрацией вменяемого ей административного правонарушения.
То обстоятельство, что суд признал недопустимым доказательством по делу акт государственных инспекторов Ленинградской области по охране природы от 26.04.2007 как составленный с нарушением части 2 статьи 27.8 КоАП РФ, не повлекло за собой принятие неправильного решения по делу, поскольку из названного документа также не следует, что именно в результате деятельности Администрации образовалась несанкционированная свалка мусора вблизи деревни Ополье.
Ввиду того, что решение от 05.09.2007 принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2007 по делу N А56-16477/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2007 г. N А56-16477/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника